Перспективы обеспечения уплаты таможенных платежей в свете международных соглашений стран-членов ЕАЭС
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что комфортная среда международной торговли предполагает снижение фискальной нагрузки, значительную часть которой составляют таможенные платежи. Таможенные платежи, содержат в себе публичное начало и являются для России и других государств ЕАЭС одним из основных фискальных источников бюджетных доходов.
Однако в Республике Казахстан, Республике Беларусь и Кыргызской Республике они закреплены как налоговые и зачисляются в государственный бюджет. В Российской Федерации и Республике Армения законодатель их указывает как неналоговые и иные неналоговые поступления. С другой стороны, таможенные платежи напрямую зависят от параметров внешнеторговой активности и существенным образом влияют на темпы роста внешнеторговых поставок и их географию.
Правильное администрирование таможенных платежей позволит максимально компенсировать «выпадающий» доход и обеспечит стабильность его поступления в бюджеты государст
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Теоретические основы администрирования таможенных платежей в ЕАЭС
1.1 Понятие,виды,правовые основы и порядок обеспечения уплаты таможенных платежей в свете международных соглашений стран-членов ЕАЭС 5
1.2 Механизм администрирования таможенных платежей в соглашениях стран-членов ЕАЭС 10
1.3 Роль таможенных органов взимании и перечислении таможенных платежей в странах- членах ЕАЭС 15.
2. Оценка результатов администрирования таможенных платежей в ЕАЭС
2.1 Анализ объема взимания таможенных платежей по импортной составляющей в странах-участницах ЕАЭС 21
2.2 Анализ объема взимания таможенных платежей по экспортной составляющей в странах-участницах ЕАЭС 30
3. Совершенствование администрирования таможенных платежей в ЕАЭС
3.1 Проблемы уплаты таможенных платежей и пути их решения 34
3.2 Пути усиления контроля взимания и поступления таможенных платежей в бюджеты стран-участниц ЕАЭС ..50
Заключение 56
Список использованной литературы 60
Список использованной литературы
Нормативные источники
1. Договор о Евразийском экономическом союзе: от 29 мая 2014 г.: ред. от 15.03.2018// Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru .
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г.: по состоянию на 01.04.2020// Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО, а также в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийской экономической комиссии: решение Совета ЕЭК от 28 мая 2019 г., № 59 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. О детализированном плане на 2023 год по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнезкономической деятельности: решение Совета ЕЭК от 16 марта 2023 г., № 24 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http: // www.consultant.ru/.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 289-ФЗ: от 03 августа 2018 г.: по состоянию на 07.02.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru .
6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон № 164-ФЗ: от 08 декабря 2003г.: по состоянию на 09.02.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
7. Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования: решение Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г., № 107: ред. от 29.03.2023 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8. Об утверждении Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров: распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2018 г., № 2963-р // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
9. Соглашение о механизме прослеживаемосттоваров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза: от 29 мая 2019 г.: по состоянию на 20.02.2024 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: от 1 января 2018 г.: по состоянию на 01.01.2024 // Консультант Плюс: справочно- правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Научная литература
11. Акинова А.А. Перслективы развития
В 2021 году объем взимания ввозных таможенных пошлин вырос на 22,2% по сравнению с 2022 годом на 4,5%, в 2023 году – на 3,9%. Причиной повышения объема является укрепление курса рубля по отношению к доллару, а также увеличение импорта товаров в ЕАЭС. В ЕАЭС также представлены статистические данные по объему импорта товаров в ЕАЭС из третьих стран за 2019-2023гг.
Наибольшую долю объема импорта в общем объеме импорта ЕЭАС занимает Россия. Так, размер доли исследуемый период варьирует от 82,1% до 85,0%. Наименьшую долю в объеме экспорта ЕАЭС занимает Кыргызстан, доля которого составляет от 1,0 – 1,2%, и Армения со стабильной долей 1,1%.
Также, можно отметить что в 2020 году произошло падение стоим