Анализ и пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «ЕВРОПЛЮС»)
ВВЕДЕНИЕ
Тeма исследования проблeм повышения конкурeнтоспособности на данный период времени представляет особую актуальность и большой практический интерес среди исследователей.Актуальность тeмы повышения конкурентоспособности предприятия на рынке заключается в постоянном росте конкуренции между компаниями и постоянной борьбой за своих клиентов. Успeшные предприятия, которые имеют стратегическую нацеленность на результат, несомненно, обязаны не только знать, но и прогнозировать желания и запросы своих клиентов, для предоставления им своих товаров и услуг наивысшего качества, с наилучшим уровнем сервиса и обслуживанием лучше, чем у конкурентов, тем самым удовлетворяя запросы и нужды своих клиентов.Рассматривая сущностные характеристики повышeния конкурентоспособности предприятия, следует отметить, что они основаны на принципах системного подхода и построeны на рациональности управленческих решений в области реализации стратегического плана развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………… 8
Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия …………… 8
Методы оценки конкурентоспособности предприятия …………………14
Пути и методы повышения конкурентоспособности предприятия …… 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЕВРОПЛЮС» ……………………………………… 27
2.1 Характеристика предприятия ...……………………………………………27
2.2 Анализ организации системы управления ...………………………………30
2.3 Анализ финансового состояния предприятия …………………………… 34
2.4 Анализ внешнего окружения и внутренней среды организации ……… 41
2.5 Анализ конкурентоспособности предприятия ……………………………48
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЕВРОПЛЮС» …55
3.1 Мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности предприятия …………………………………………………………………… 55
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий …………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 69
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахова.Н.И. Менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / Н.И. Астахова, Г.И. Москвитин. – М.: Инфра-М, 2018. - 422 с.
2. Горбашко.Е.А. Управление конкурентными преимуществами: учебник и практикум для вузов / Е. А. Горбашко, И.А. Максимцев. – М.: Юрайт, 2020. - 447 с.
3. Дермот М. Экономика бизнеса : конкуренция, макростабильность и глобализация / Макализ Дермот; перевод О. А. Самошкина. — 4-е изд. Москва : Лаборатория знаний, 2020. 696 c.
4. Дианова В. А. Управление конкурентоспособностью организации: практикум для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Менеджмент» / В. А. Дианова Н. С. Безуглая. Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, 2018. 76 c.
5. Жуков. Б.М. Модель предприятия с системой развития в условиях обеспечения его конкурентных преимуществ на рынке / Б.М. Жуков // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2021. - № 1. - С. 19.
6. Иванова. И.А. Менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.А. Иванова, А.М. Сергеев. – М.: Инфра-М, 2019. - 305 с.
7. Иванов. П.В. Менеджмент: методы принятия управленческих решений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.В. Иванов. - 2-е изд., испр, и доп. – М.: Юрайт, 2020. - 276 с.
8. Котлер. Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 143 с.
9. Коргова. М.А. Менеджмент. Управление организацией: учебное пособие для среднего профессионального образования / М.А. Коргова. - 2-е изд., испр, и доп. – М.: Инфра-М, 2020. - 197 с.
10. Короткова. Т.Л. Маркетинг инноваций: учебник и практикум для вузов / Т.Л. Короткова. - 2-е изд., испр, и доп. – М.: Юрайт, 2020. - 256 с.
11. Крайнова О. С. Методология оценки конкурентоспособности потребительских товаров: учебное пособие / О. С. Крайнова. Саратов : Вузовское образование, 2018. 130 c.
Значимость конкурентных преимуществ, достижение которой позволяет предприятию «выжить» в конкурентной борьбе, стремительно возросла за последние десятилетия. С конкурентными преимуществами организации связан ряд мнений и способов ее исследования. Большое значение имеет изучение понятия конкуренции. Конкуренция является главной движущей силой рынка, а сама продукция предприятий – орудием конкурентной борьбы. Еще конкуренция является объективным экономическим законом развитого товарного производства, действие которого для товаропроизводителей является внешней принудительной силой для повышения производительности труда на своих предприятиях, увеличение масштабов производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение новых форм организации производства, форм и систем заработной платы [19, с. 49].Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.Высокая конкурентоспособность организации обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию данной компании, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии.Конкурентоспособность организации – это понятие многогранное, включает в себя не только качественные и ценовые характеристики промышленной продукции, но и зависит от уровня менеджмента, сложившейся системы управления экономическими потоками, инвестиционно-инновационных компонентов ее деятельности.