Механизм реализации региональной социальной политики в современной Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика региона представляет собой такую деятельность органов власти отдельного субъекта РФ, региональных социальных институтов, представителей бизнеса и местного сообщества, которая имеет своей конечной и центральной направленностью создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности населения региона, решение наиболее остро назревших вопросов и проблем социального характера, помощь и поддержку нуждающихся категорий граждан и поддержание общего социально-экономического потенциала региона на должном уровне.
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что практически все российские регионы характеризуются разным уровнем социального и экономического развития, различными природными и климатическими условиями, разнообразными демографическими возможностями. Кроме того, на уровень отдельных регионов «спускается» все больше разнообразных властных полномочий в сфере социальной защиты граждан. Причиной тому, в частности, выступает то, что органы вл
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Сущность и направления региональной социальной политики 5
1.2 Виды региональной социальной политики в Российской Федерации 17
1.3 Цели и задачи региональной социальной политики 25
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ 34
2.1 Региональная политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере повышения качества жизни населения и в сфере занятости 34
2.2 Региональная политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере здравоохранения и в образовательной сфере 42
2.3 Анализ недостатков региональной социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и предложения по ее совершенствованию 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.). // Российская газета. №67. 1995
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2021 №594-п. «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Современное здравоохранение»». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/578039892?marker (дата обращения: 02.05.2023)
4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 №337-п. «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года». Режим доступа: https://nv-pk.ru/upload/docs/Razvitiya_obrazovaniya_HMAO_YUGRYI_do_2023g.pdf (дата обращения: 02.05.2023)
5. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 октября 2010 года №397-рп «О создании распределенной модели данных об отраслях экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и разработке на ее основе проекта Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа– Югры до 2020 года и на период 2030 года». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/411709517 (дата обращения: 02.05.2023).
6. Подпрограмма «Молодежь Югры и допризывная подготовка». Режим доступа: https://nv-pk.ru/upload/docs/Razvitiya_obrazovaniya_HMAO_YUGRYI_do_2023g.pdf (дата обращения: 02.05.2023)
7. Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Режим доступа: https://deptrud.admhmao.ru (дата обращения: 02.05.2023).
8. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за январь-сентябрь 2022 года. Режим доступа: https://depeconom.admhmao.ru/upload/iblock/1e1/ej1o8vdol0nupdn6e9bs6dw4kq40243h/Itogi-SER-yanvar_sentyabr-2022.pdf (дата обращения: 02.05.2023).
Литература
9. Андреева Е.И., Бычков Д.Г., Феоктистова О.А. Эффективность региональных политик социальной поддержки населения // Проблемы прогнозирования. 2021. №5 (188). С. 101-110.
10. Байматов П.Н. Социальное обеспечение как инструмент борьбы с бедностью в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. №3 (171). С. 91.
11. Баранова С.В., Лидинфа Е.П. Социально-экономическая политика регионов: цели, задачи, факторы объективного воздействия // Вестник сельского развития и социальной политики. 2020. №2 (26). С. 25-31.
12. Баранова С.В., Лидинфа Е.П., Панин А.В., Фучжун Х. Оценочные критерии эффективности реализации социально-экономической политики регионов // ЭТАП. 2020. №3. С. 67-77.
13. Баркенхоева Р.А. Реализация социальной политики в бюджетно-дотационных регионах: проблемы и
Раскрывая сущность и правовую природу региональной социальной политики, необходимо, в первую очередь, четко осознавать два взаимосвязанных фактора: во-первых, данное явление не должно рассматриваться как изолированная система деятельности и полномочий органов власти региона и различных социальных институтов; во-вторых, оно должно выступать в качестве в определенной степени самостоятельного направления политики субъекта РФ, учитывающего прежде всего потребности и интересы местных жителей, в результате чего обеспечивается рациональное и стабильное развитие социальной среды региона.
Региональная социальная политика по своей правовой природе лаконично сочетает в себе два следующих аспекта:
1. Региональную локализацию общегосударственной стратегии социального развития и обеспечения граждан с обязательным учетом специфических особенностей и характеристик каждого отдельного субъекта федерации;
2. Сферу в определенной степени самостоятельн