Светское государство
Введение
Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем.Принципиально новые социально-политические условия (постсоветские), такие как демократизация общественной жизни, конституционное обеспечение свободы совести человека и гражданина требует от государственных структур власти взвешенных подходов к осуществлению взаимодействия с религиозными объединениями. Возросшая численность религиозных общин и социальная значимость религий в обществе, в условиях светского государства потребовало разделения, в той или иной степени, государственных и религиозных институтов. В связи со складыванием качественно новой системы институциональных отношений в конфессиональной сфере в научной литературе активно используется понятие государственно-конфессиональные отношения, характеризуются нормативно-правовые основания этих отношений.
Оглавление:
Введение
Глава 1. Правовое регулирование светского государства
1.1. Правовая природа светского государства
1.2. Функции светского государства
Глава 2. Характеристика светского государства
2.1. Свободы совести и вероисповедания в светском государстве
2.2. Реализация конституционных принципов светского государства в России
Заключение
Список используемой литературы
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Российская газета. 4 июля 2020 г. № 144.
Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 25.04.2022) // «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, № 39, ст. 4465.
Научная литература:
Алексеева А.А. Российская Федерация как светское государство // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 2. № 8 (20). С. 12-16.
Анниккино П. Между «пределами усмотрения» и нейтралитетом: дело «Лаутси» и новый баланс в сфере европейской защиты вероисповедания // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 2 (31). С. 270–284.
Баев В. Г., Мещерякова С. В. Светскость государства как категория конституционного права: понятие и принципы // Социально-политические науки. 2014. № 1. С. 40–45.
Газзати Ф. Р. Государство и религия в Российской Федерации: противоречия Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Конституции Российской Федерации // Вестник Института цивилизации. 2014. № 8. С. 175 – 184.
Исаева А.А. Признаки светского государства в России: особенности реализации и перспективы развития // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 5. С. 32 - 39.
Казибекова Г.К. О проблеме определения светского и религиозного факторов в управлении современным российским государством // Инновационная наука. 2016. № 5-3 (17). С. 55-60.
Каргина И. Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. М.: Изд-во МГИМОУниверситет, 2014. 278 с.
Важным аспектом развития общества выступает духовная жизнь, одной из составляющих которой является религиозная сфера. В разные исторические периоды отношение Российского государства, институированного через государственный аппарат, и религии, институированной посредством религиозных объединений, было различным: от интегрированности Церкви в монархическое Российское государства до полного отторжения всего религиозного, которое сопровождалось гонениями на Церковь со стороны Советской власти.Современная Россия нейтрально-лояльно относится ко всем религиозным конфессиям. Это выражается не только в закреплении и гарантировании свободы мировоззренческого выбора каждого человека при провозглашенном религиозном плюрализме, но и в поощрении религиозного воспитания, образования, пропаганде высоких религиозных ценностей среди молодежи, что в целом формирует гуманистическое, миролюбивое отношение к окружающему миру. Хотя Российское государство не проводит антирелигиозную или атеистическую политику, оно в большей степени заинтересовано в увеличении числа верующих, нежели атеистов.В Российской Федерации уже на протяжении более 28 лет современной государственности наблюдается определённая мощная тенденция движения религии в политику, в государственные отношения, где присутствие религиозных предпочтений входят в некий диссонанс. Данный диссонанс в основном связан с проблемой «сожительства» религиозного доминирования и светскости государства. И Россия в этом плане не первая и не последняя, процесс слияния государства с доминирующей религией, которая влияет на общественные отношения в Иране, Саудовской Аравии, в Грузии, где с давних времён весьма сильные позиции имеют религиозные предпочтения. Россия в этом плане не отстаёт. Русская Православная Церковь имеет давние исторические лидирующие позиции в нашей стране.