Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Защита государственными органами и институтами, в том числе и внесудебными, прав и свобод основывается на конституционной гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.Главенствующим и определяющими в системе государственной защиты прав и свобод в правовом государстве являются органы судебной власти, прямое и непосредственное назначение которых - защита законности, прав и свобод человека и гражданина.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………..5
1.1. Возникновение и развитие института омбудсмена…………………….....5
1.2. Место и роль Уполномоченного по правам человека в государственно правовой системе Российской Федерации……………………………………...9
1.3. Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации………………………………………………………………………..13
II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………16
2.1. Понятие, функции и полномочия Уполномоченного по правам человека.162.2. Назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации…………………………………………...22
2.3. Гарантии деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации………………………………………………………..26
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….30
3.1. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по восстановлению нарушенных прав граждан………………30
3.2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению национального законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права…………36
3.3. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по развитию международного сотрудничества в области прав человека и правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты……………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………………50
Список использованной литературы
I. Нормативный правовой материал
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 01 июля 2020 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. ‒ 1993. 25 декабря; 2009. 21 января (№ 7); 2020. 1 июля (№ 31).
2. Закон РФ от 26.06.1992. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 30.07.1992. № 30. ст. 1792; Федеральный закон от 10.01.1996. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. ст. 144.
3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.
4. Федеральный закон от 17.01.1992. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20.02.1992. № 8. ст. 366.
5. Федеральный закон от 08.05.1994. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 09.05.1994. № 2. ст. 74.
6. Федеральный закон от 11.01.1995. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 16.01.1995. № 3. ст. 167.
7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
В-третьих, дополнительным стимулом к регламентации правового статуса российского омбудсмена стало Заключение, сделанное в 1996 году по заявлению РФ на вступление в Совет Европы. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека». До принятия федерального конституционного закона о правовом статусе уполномоченного по правам человека Государственная Дума 17 января 1994 года возложила обязанности на правозащитника С.А. Ковалева, который пробыл в этом статусе до 10 марта 1995 года.Четвертый этап развития института уполномоченного по правам человека ознаменован принятием и вступлением в силу 4 марта 1997 года Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее – Закон № 1-ФКЗ 16) . Этот акт закрепил статус, компетенцию уполномоченного по правам человека, основные принципы его деятельности: независимость и неподотчетность каким-либо органам и лицам. Законом также закреплена территориальная структура. На Уполномоченного по правам человека возложены две основные задачи: быть связующим звеном между властью и обществом, выравнивать баланс сил через критическое сотрудничество с различными органами власти всех уровней. Другой важной задачей является правовое просвещение.Так, к компетенции Уполномоченного по правам человека «восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства о правах человека и гражданина; приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитие международного сотрудничества в области прав человека» .