Проектирование программ социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра
Введение
Актуальность исследования. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Содержание
Введение .................................................................................................................3
Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья ………………………..… 6
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями в трудах отечественных и зарубежных ученых ……………………………………..……6
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………………18
1.3 Основные направления социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья…………………………………….………………….30
Выводы по 1 главе………………………………………..……………………...39
Глава 2. Проектирование программ социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра ........... ………..…………………………………………………………………...41
2.1 Изучение опыта социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ГБУ "РЦДПОВ Городецкого района” ………………………………………………………………………….…………41
2.2 Программа социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, разработанная на базе ГБУ "РЦДПОВ Городецкого района” …………………………………………………………………………55
2.3 Рекомендации по реализации программы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях социального центра……58
Выводы по 2 главе ................................................................................................63
Заключение ............................................................................................................64
Список литературы ……………………………………………………………67
Приложения .............................................................. …………...........................73
Список литературы
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.durex-promo.ru/ (28.03.17).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N181-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, с изменениями и дополнениями, вступающими в силу от 23.02.2013 N 11-ФЗ). [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.durex-promo.ru/ (20.03.17)
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. - 88 с.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Под ред.Н.М.Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 400с.
Бабенкова Р.Д., Ипполктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М.: Инфра-М, 1999. - 76 с.
Басов Н.Ф. Основы социальной работы. М. :Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
Безух С.М., Лебедева С.С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. - СПб.: Речь, 2007. - 112с.
Быков Д.А. Опыт создания реабилитационного комплека для детей с ограниченными возможностями. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 198 с.
Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности / Н.В. Васильева // Социологический сборник. - Вып.7. - М.: Социум, 2007. - 115 с.
Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1995. - 608с.
Многочисленные исследования показывают, что большое количество людей имеют те или иные заболевания, отражающиеся на их жизнедеятельности и соотносящиеся с дефектами в той или иной сфере развития. Большое количество из них являются детьми. Подобная аналитика говорит о том, что практически каждая четвертая семья сталкивается с проблемой инвалидности [10, с. 85]Рост числа инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья приводит к многочисленным исследованиям в различных научных областях. Теоретические и эмпирические исследования направляются на поиск данной проблемы, путях ее эффективного и планомерного решения, отдельное внимание уделяется нормативно-правовому аспекту, детальной и планомерной разработке национальных и государственных программ, а также непосредственной подготовке специалистов, способных взаимодействовать с данной категорией людей, обладающих необходимыми профессиональными умениями и навыками.Однако, вышеперечисленные меры не могут сдержать рост инвалидности. Статистика показывает, что количество детей с ограниченными возможностями увеличивается на 3-5% в год. В большей степени к данной категории детей относятся дети с уже врожденной патологией: детский церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и др.. [9, с. 14].Повышение количества людей с ограниченными возможностями здоровья связано со многими внешними факторами: ухудшение окружающей среды, усложнение производственных процессов, военные конфликты, большим количеством вредных привычек и т. д. Статистика показывает, что на данный момент 6,2 миллиона людей с ограниченными возможностями состоят на учете в органах социальной защиты. При этом каждый год более 1 миллиона человек, более половины которых являются работоспособными, признаются инвалидами впервые [6, с. с. 12].