Один пояс – один путь» в освещении российских и китайских средств массовой информации
Введение
Всемирно известный «Великий шелковый путь» (Сы чоу джи лу, 丝绸之路), представляющий собой караванную дорогу, что связывала страны Дальнего Востока со странами Средиземноморья, был проложен еще во II веке до нашей эры. Данный путь можно назвать одной из крупнейших экономических «магистралей» того времени, благодаря которой было налажено торговое сотрудничество между Азией и Европой, а также была развернута оживлённая торговля на территориях Средней Азии, что являлась центром пересечения многих направлений «шелковой дороги». Свое первоначальное значение «Шелковый Путь» утратил в IV – V веке в связи с угасанием Римской Империи.
Однако на сегодняшний день можно наблюдать его современный прототип, получивший название «Один пояс – Один путь» (И дай и лу,一带一路). Это инициатива китайского правительства, выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпином 习近平 осенью 2013 года.
Содержание
Введение
Глава 1 Железнодорожный проект Китай-ЕС в рамках инициативы «Один пояс – Один путь» Определение и специфика китайской внешнеполитической инициативы «Один пояс – Один путь»
1.2. Процесс создания и развития поездов Китай-ЕС
1.3. Анализ условий разработки поездов Китай-ЕС на основе модели PEST-анализа
Глава 2 Информационное сопровождение железнодорожного проекта Китай-ЕС в рамках внешнеполитической инициативы «Один пояс – один путь»
2.1. Особенности сопровождения российскими СМИ
2.2. Специфика сопровождения китайскими СМИ
Глава 3 Проблемы развития железнодорожного проекта Китай-ЕС в контексте «Один пояс – Один путь»
3.1. Политика
3.2. Экономика
3.3. Техника
3.4. Возможные пути разрешения проблем железнодорожного проекта Китай-ЕС
Заключение
Список литературы
Приложение
Список литературы
Источники на русском языке
Агапова И. Железнодорожники Пространства 1520 успешно реализуют совместные проекты // Российская газета: Экономика [сайт]. 2021. – URL: https://rg.ru/2021/10/27/reg-szfo/zheleznodorozhniki-prostranstva-1520-uspeshnoу-realizuiut-sovmestnye-proekty.html (дата обращения: 10.04.2023).
В Китае заявили о намерении построить «цифровой Шелковый путь» // Российская газета: В мире [сайт]. 2017. URL: https://rg.ru/2017/05/29/v-kitae-zaiavili-o-namerenii-postroit-cifrovoj-shelkovyj-put.html (дата обращения: 10.04.2023).
ЕС решил заморозить инвестсоглашение с Китаем // ТАСС [сайт]. 2021. – URL: https://tass.ru/ekonomika/11428797 (дата обращения 25.03.23).
Железнодорожники пространства 1520 успешно реализуют совместные проекты // Российская газета: Экономика [сайт]. 2021. URL: https://rg.ru/2021/10/27/reg-szfo/zheleznodorozhniki-prostranstva-1520-uspeshno-realizuiut-sovmestnye-proekty.html (дата обращения: 10.04.2023).
Маршрут доставки грузов из Украины в КНР в обход РФ оказался убыточным // Российская газета: В мире [сайт]. 2016. URL: https://rg.ru/2016/02/01/poezd.html (дата обращения: 10.04.2023).
Свердловская железная дорога готовится к «восточной лавине» // Российская газета: Перспектива [сайт]. 2019. URL: https://rg.ru/2019/07/24/reg-urfo/sverdlovskaia-zheleznaia-doroga-podgotovitsia-k-vostochnoj-lavine.html (дата обращения: 10.04.2023).
Транссиб является самой интенсивной ж/д магистралью в мире // Российская газета: Экономика [сайт]. 2014. URL: https://rg.ru/2014/08/01/transsib.html (дата обращения: 10.04.2023).
Чжун Нань. Железнодорожное сообщение Китай - Европа восстановит внешнюю торговлю // Российская газета: Экономика [сайт]. 2020. – URL: https://rg.ru/2020/08/25/zheleznodorozhnoe-soobshchenie-kitaj-evropa-vosstanovit-vneshniuiu-torgovliu.html (дата обращения: 10.04.2023).
Вопросу о функциях СМИ в своих работах уделяли внимание отечественные авторы. Например, рассматривая традиционные функции СМИ в современном обществе, Н. С. Зеликина выделяет следующие основные функции[1]: информативная (СМИ непрерывно информируют аудиторию); идеологическая (информация подается через призму культурных особенностей и политических ориентиров своей страны); коммуникативно-когнитивная (СМИ контролируют поведение аудитории); развлекательная (функция рекреации); культурно-образовательная (СМИ распространяют общеобразовательный контент); рекламная (сегодня СМИ также занимаются предоставлением различных услуг и продажей того или иного товара).
Р. В. Анхимова в своей работе рассматривает информационную, рекреативную, культурно-образовательную, идеологическую и коммуникативную функции средств массовой информации. Также автор рассматривает роли СМИ в обществе, сформированные в зависимости от перечисленных функций[2]. Л. М. Вишегурова выделяет три основных функций СМИ – информационная, коммуникативная и ретрансляционная. Кроме того, в своей работе автор акцентирует внимание на роли СМИ как инструмента влияния на международную политику[3].
[1]Зеликина Н. С. К вопросу об актуализации основных функций СМИ // Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: ХIII Всероссийская научно-практическая конференция, 5 апреля 2019 г. СПб: СПбГУП, 2019. С. 10–12.
[2]Анхимова Р. В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3-3. С. 464–468.
[3]Вишегурова Л. М. Роль СМИ в сфере межнациональных коммуникаций // Коммуникология: электронный научный журнал. М. 2019. Т. 4. № 4. С. 46–52.