Образ российского общества среди студентов из КНР, обучающихся в МГУ имени М.В. Ломоносова

Скачать дипломную работу на тему: "Образ российского общества среди студентов из КНР, обучающихся в МГУ имени М.В. Ломоносова". В которой рассмотрены существующие подходы к исследованию образа общества; Рассмотрены социально-демографические характеристики студентов из КНР.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.07.2025
Объем файла
11384 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования
Одним из главных факторов сближения стран являются не только формальные соглашения на высшем уровне, но и формирование взаимных позитивных образов в массовом сознании. Во многом дальнейшее развитие международных отношений зависит оттого, как граждане разных стран воспринимают друг друга.
В то же время глобализация и связанное с ней всемирное увеличение потоков студентов, принимающих участие в программах академической мобильности, привлекает в последние годы все больше внимания исследователей и практиков образования. При этом государственные органы власти в области высшего образования традиционно придают много значения привлечению иностранных студентов. Важным показателем лидерства на международном рынке образовательных услуг становится соотношение между его экспортом и импортом (входящая и исходящая мобильность).
По данным международной статистики, в 2018-2019 гг. академическом году по показателю общей численности иностранных обучающихся очно

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ОБЩЕТСВА 8

1.1 Социологические подходы к исследованию социальных представлений. 8

2.2 Социологические подходы к исследованию образа общества 16

ГЛАВА 2. Социальный портрет  студентов из КНР, обучающихся в России 26

2.1 Социально-демографические характеристики студентов из КНР 26

2.2 Социальные факторы, формирующие образ российского общества среди студентов из КНР 36

ГЛАВА 3. ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ИЗ КНР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49

3.1 Особенности проведения эмпирического исследования 49

3.2 Результаты исследования 55

Список используемой литературы 81

Приложение 91

Список используемой литературы

Книги, монографии, учебные пособия, статьи
1. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия // Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. М.: Аспект Пресс, 2001. C. 227.
2. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54–66.
3. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54–66.
4. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг // Стат. сб. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М. : ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020. Вып. 10. 557 С.
5. Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 9-10.
6. Вишкявичус В.Ю. Что ищет китайский студент в России: анализ образовательных потребностей китайских студентов в российских вузах по материалам социологического исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 213-237.
7. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования // М.: Известия, 2003 С. 106-130.
8. Гельбрас В.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции // М.: Муравей, 2004. 203 С.
9. Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность // Москва: Политиздат, 1988. С. 10-36.
10. Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. 2012. С. 29
11. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М: Политиздат, 1987. С. 234-235.
12. Гудков Л. Идеологема врага. «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага. М.: ОГИ, 2005. С. 7-79.
13. Даниленко О. И., Ли Ц., Сюй И. Адаптированность китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая «Психологические аспекты межкультурной адаптации» // Под общей ред. В. В. Калиты. Владивосток: Дальнаука, 2015. - С. 90-110.
14. Дергунова Н.В. Теории Пола Лазарсфельда вне власти времени // Н. В. Дергунова, М. Ю. Завгородняя. Власть. № 8. 2014. C. 123-126.
15. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1991.С. 3-390.
16. Дюркгейм Э. Правила социологического метода // Издательство: АСТ, 2021 г.; Серия: Эксклюзивная классика. 384 С.
17. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // История психологии. XX век: хрестоматия. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 352-386.
18. Замятин Д. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение, 9(3). С. 26-50.

Сверх того, для молодых людей из стран Азии и Африки привлекательность перспективы провести несколько лет в России снижается из-за широко распространённой у нас мигрантофобии и проблем личной безопасности. Ещё один барьер создаёт трудный для изучения русский язык.
Поэтому стремление китайских юношей и девушек к учёбе в России относительно невелико, и по числу студентов из КНР Россия в мире занимает место за пределами первой десятки. Примечательно, что даже в Харбине -центре провинции, глубоко втянутой в экономическое сотрудничество с соседней Россией, школьники, как показывают опросы, мечтают поехать учиться в Северную Америку, Европу (вплоть до Финляндии и Ирландии), Японию, Южную Корею, но никак не в Россию.
Однако и на учёбу в российских вузах есть в Китае свой постоянный растущий спрос. Он стимулируется интенсивно развивающимся двусторонним экономическим сотрудничеством, порождающим потребность в хорошо подготовленных кадрах, владеющих техническими, эк