Система образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Введение
Актуальность работы. Лермонтовский «Герой нашего времени» наряду с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, «Мертвыми душами» Н.В.Гоголя, находится у истоков русского романа.Как всякое подлинное классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании все новых и новых поколений.О подобных произведениях Белинский говорил, что они принадлежат « к вечно живущим движущимся явлениям.Каждая эпоха произносит о них свои суждения. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего».Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени» великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живой водой поэзии».
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения произведения романа «Герой нашего времени» Лермонтова М.Ю.
1. История создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова
2. Образ Печорина в «Герое нашего времени»
Глава 2. Анализ системы образов в произведении Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени»
1. Система персонажей произведения
2. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Заключение
Список используемой литературы
Список используемой литературы
Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973.
Белинский В.Г. Избранные литературные статьи / Сост., предисл. [с. 5 - 17] и примеч. Р. Сидеравичюса. - Каунас: Швиеса, 1985. - 157 с. – С, 57
Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1976.
Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л.; Гослитиздат, 1940. 224 с. – С. 77
Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.
Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч.: В 10 тт. М.: Воскресенье, 2001–2002. – С. 68.
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х томах. Т. 1. Стихотворения 1828-1841 / Вступ. Ст. и примеч. И.Л. Андронникова. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 181.
Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Герой нашего времени / Отв. ред. Э.М. Лемперт. – М.: Детская литература, 1972. – С. 81.
М.Ю. Лермонтов // «Герой нашего времени» издательство АСТ, 2019. – 414. – С.246Скатов Н. Лермонтов, М.,/ Ваш Лермонтов. – Изд. Классика: 2004. – С. 60.
Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964.
Избавление от нее он находит в своеобразном развлечении – жонглировании судьбами людей. Печорина можно назвать духовным инвалидом, олицетворяющим собой не самую лучшую часть молодого поколения дворян.
По отношению к окружающим людям Печорин ведет себя жестоко и эгоистично. Ему неведомы сострадание и сочувствие, в его характере на первое место выходят властность и самовлюбленность. Ему доставляет удовольствие унижать других, издеваться над их слабостями и неспособностью противостоять его бесцеремонности. Устав от назойливого женского внимания, он решает, во что бы то ни стало добиться любви восточной красавицы, девушки-горянки. Но через некоторое время охладевает и к ней, что во многом становится причиной ее гибели.Ведомый той же скукой, он разрушает счастье своего приятеля Грушницкого и в итоге убивает его на дуэли. От скуки он добивается расположения княжны Мери и, пресытившись ее любовью, оставляет ее в полном разочаровании. Если говорить о глубоком чувстве, то единственная женщина, к которой он испытывает его – это Вера. Эта связь длится неопределенно долго, и то, скорее потому, что Вера, в отличие от других женщин, никак не претендует на роль его жены. Но даже она страдает в отношениях с Печориным, ее так же не обходит стороной участь тех, кому довелось оказаться в плену его внешнего обаяния .