Тема вины и покаяния в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
ВВЕДЕНИЕ
«Братья Карамазовы» — своего рода итог творчества Достоевского, и потому образы этой книги непрерывно перекликаются с его более ранними произведениями.В практически всех произведениях изображены страдающие от бедности семьи, семейный разлад, образы злобных или добродушных шутов, сложные отношения между поколениями, типы «мечтателей» или «хищников», ситуация общественного хаоса. В какой-то мере Достоевский продолжал идти по стопам «Великого грешника».Авторское изложение эстетики как комплекса представлений о великолепном и возвышенном, комическом и трагическом, ужасном и гротескном в жизни и искусстве может быть сведена к аспектуальной формуле: «судьба красоты в обезбоженном мире». Великий Инквизитор негативно-прекрасен в своей добровольно-трагической обреченности быть «давно уже не с Тобою, а с ним» [2, с. 234].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I ГЛАВА: Проблема греха и покаяния творчества М.Ф. Достоевского в трудах исследователей.
1.1 Казус «родового греха» и его преодоление.…………………………….......6
II ГЛАВА: «Братья Карамазовы» — как результат падения человека и его духовных метаний.
2.1 Исповеди, близкие к канонической форме. Покаяние и проповедь. Исповедальные признания Ивана Карамазова.………………………………
2.2 Исповедь и проповедь в житии старца Зосимы. Проповедь Алеши……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: в 2 т. М., 1981.
Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 7. Л.: Наука, 1973.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Философская эстетика 1920-х годов. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари, 2003.
Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. 3-е, испр. и доп. – Киев: тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1913.
Бэлнеп Р.Л. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.
Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л.: Наука, 1977.
Захаров В. Н. Осанна в горниле сомнений // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения. М.: Наука, 2007.
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: догматическое богословие. М., 1991.
Мартинсен Д. Первородный стыд // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения. М.: Наука, 2007.
Золотоносов М.А. К проблеме типологии персонажей у Ф.М.Достоевского («Братья Карамазовы») // Содержательность художественных форм. - Куйбышев, 1987.
Кайгородов В.И. Образ Ивана Карамазова и проблема идеала в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. - Тюмень, 1982.
Кайгородов В.И. Роман Ф.М.Достоевского “Братья Карамазовы” (человек, история, идеал). -АКД. - Л., 1978.
Кантор В.К. «Братья Карамазовы» Ф.Достоевского. — М., 1983.
Кийко Е.И. Из истории создания “Братьев Карамазовых” (Иван и Смердяков) // Достоевский. Материалы и исследования. - Т.2. - Л., 1976.
Общефилософское изучение проблемы греха в творчестве Достоевского считается смысловым ядром всех его произведений. Представление греха становится циклическим элементом художественного повествования, формируется в линию коннотационных замыслов — альтернатив, объединен с темой и сюжетом, обладает характерными особенностями писательского мотива.Мотив греха у Достоевского равный семантическому повтору в тексте сохраняет согласованность романного текста, а также выстраивает надлежащий союз между многообразными текстами автора. В художественном пространстве произведений показано большое число грехов, и автор устремляет героев к их преодолению, однако результат неоднозначен, поскольку смысловая интенсивность мотива греха у Достоевского никак не содержит подлинной мотивной пары — покаяния, которое остается в гипотетической плоскости. Герои грешат тем, что не соблюдают богоданную свободу, будучи несвободными от воздействий мыслей, которые становятся первой фазой греха и губят человеческую сущность.Грех — это духовное разрушение героев, отъединяющее их с Господом, то что приводит к катастрофе — и не только абстрактной. Писатель свидетельствует в абсолютно всех своих работах о модели мира вместе с процветанием антропофагии, стараясь избежать внутреннего распада общества в целом, а также личности, в частности. Нельзя изолировать существование личности от социума, который создает основные принципы моральности, но вместе с тем берет на себя и часть ответственности за происходящее, а вернее — вину.