Повышение устойчивости цепей поставок на основе минимизации логистических рисков
ВВЕДЕНИЕ
Появление цепей поставок неслучайно. Существуют объективные причины, обусловливающие их наличие в современной экономике и побуждающие субъектов хозяйствования их создавать. Рассмотрим некоторые из них.Цепи поставок возникают для того, чтобы преодолевать значительные расстояния между производителями и потребителями продукции, поставщиками сырья, материалов, различных ресурсов и производителями и т.д. Создание цепейпоставок позволяет более эффективно использовать ресурсы с учетом их наличия (нередко избытка, например, нефть, уголь, сахар, зерно, электроэнергия и др.) в одних регионах (странах) и отсутствия (но большой потребности) в других. Значительная роль в этом принадлежит всем видам транспорта без исключения. Перемещая ресурсы между территориально удаленными объектами (внутри одной страны или расположенными на различных континентах), цепи поставок способствуют активизации международного разделения труда, устранению несоответствий между спросом и предложением.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
1Теоретические основы повышения устойчивости цепей поставок на основе минимизации логистических рисков 9
1.1 Определение понятия устойчивость цепей поставок 9
1.2 Классификация рисков и основы риск-менеджмента в цепях поставок 13
1.3 Устойчивость цепей поставок на основе минимизации логистических рисков 23
2 Анализ системы повышения устойчивости цепей поставок на основе минимизации логистических рисков на АО “Электросигнал” 33
2.1 Краткая характеристика предприятия АО «Электросигнал» 33
2.2 Анализ устойчивости цепей поставок на предприятии АО «Электросигнал» 46
2.3 Выбор метода оценки цепи поставок предприятия с использованием метода анализа иерархий 53
3 Совершенствование системы повышения устойчивости цепей поставок на основе минимизации логистических рисков на предприятии АО «Электросигнал» 60
3.1 Основные направления повышения устойчивости цепей поставок на основе минимизации логистических рисков 60
3.2 Совершенствование устойчивости цепи поставок в организации с использованием SADT-моделирования 74
3.3 Повышение эффективности логистической деятельности на основе внедрения элементов контроллинга 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
СПИСОК
Адрианов Е.В. Управление логистическими цепями поставок / Е.В. Адрианов // Наука и мир. — 2016. — Т. 2. — № 3 (31). — С. 11-12.
Аникин Б.А. Методические рекомендации по управлению цепями поставок в индустрии моды / Б.А. Аникин, Н.Ю. Баркова // Вестник университета. — 2017. — № 1. — С. 140-143.
Апатцева И.В. Системный подход к управлению логистическими рисками в цепях поставок / И.В. Апатцева // В сборнике: Логистика и безопасность России. — 2016. — С. 14-19.
Аралбаева Ф.З. Процедура аудита предприятия при управлении цепями поставок / Ф.З. Аралбаева, А.П. Тяпухин // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). — 2011. — № 10-12. — С. 264—271.
Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./ пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 640 с.
Бирюкова О.Ю. Системный подход к управлению логистическими рисками в организациях и цепях поставок / О.Ю. Бирюкова // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 3-4. — С. 112-116.
Бочкарев А. Алгоритм моделирования бизнес-процессов в управлении цепями поставок / А. Бочкарев // Интегрированная логистика. — 2011. — № 1, —С. 11-13.
Бродецкий Г.Л. Управление рисками в логистике: Учебное пособие / Г.Л. Бродецкий, Д.А. Гусев, Е.А. Елин. — М.: Академия, 2010. — 192 с.
Бродецкий Г.Л. Повышение эффективности цепей поставок при управлении запасами в строительстве / Г.Л. Бродецкий, Ю.Ю. Проскурина // Логистика сегодня. — 2012. — № 5. — С. 316-327.
Виноградов А.Б. Межфункциональная координация при управлении цепями поставок (на примере процесса управления взаимоотношениями с кли ентами) / А.Б. Виноградов // Логистика и управление цепями поставок. — 2011.—№42.— С. 20-30.
Государев В.М. Оценка транспортно-логистических рисков в современных условиях / В.М. Государев // Вестник Вятской Волжской государственной академии водного транспорта. — 2006. — № — 17. — С. 143-147.
Важно, что длительность переходного периода (переходного процесса) также оказывает влияние на оценку устойчивости цепи поставок. При этом отсутствие незамедлительной реакции представляет собой особенность любой цепи поставок, так как первоначально время требуется на обнаружение сбоя/отклонения (с использованием технологий SCEM/SCMo), а далее на принятие соответствующего решения. В данном ракурсе важна информационная поддержка процесса управления, которая позволяет вовремя идентифицировать сбой/отклонение и ускорить процесс принятия решения. При этом существует определенная зависимость между природой возмущающего воздействия и длительностью периода возвращения цепи поставок к нормальному функционированию.Так, например, изменения во внутренней среде компании (выход из строя транспортного средства или технологического оборудования одного из распределительных центров, сбои в информационной системе, человеческий фактор) могут быть идентифицированы и учтены достаточно быстро, так как, с одной стороны, любой контрагент имеет максимальный контроль над данной ситуацией, а с другой – принимаемые решения должны быть согласованы в рамках УЦП-департамента, что снижает длительность процесса реагирования.Процессы, происходящие во внешнем окружении цепи поставок, которое включает в себя действия конкурентов, изменения предпочтений потребителей и поставщиков, могут оказывать более серьезное влияние на деятельность цепи поставок, и в то же время восстановление нормального функционирования цепи потребует большего времени. Среди возмущающих воздействий в этом случае можно выделить количественные и качественные изменения спроса, выход новых конкурентов на рынок, появление товаров-субститутов, срывы поставок, снижение качества поставляемых товаров, внутренний дисбаланс спроса и объема поставок по цепи поставок, эффект хлыста и пр.