Участники платежных систем и их функции (на примере ПАО Сбербанк)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность – в настоящее время глобальные платежные системы основываются на широком спектре платежных соглашений, простейшие из которых представлены двухсторонними (между банками-корреспондентами) соглашениями, а более сложные могут включать свыше ста участников. Текущая ситуация в этой области характеризуется информационным разрывом между развитыми странами и остальным миром.Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей организации межбанковских расчетов в Российской Федерации, с применением платёжных систем, в том числе на примере ПАО
«Сбербанк».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...….3
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАСТНИКОВПЛАТЁЖНЫХ СИСТЕМ ……………………………………4
Структура платёжных систем ………………………………………..4
Участники расчётов в современных платёжных системах, их функции10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ, ПРОВОДИМЫХ ЧЕРЕЗ СОВРЕМЕННЫЕ ПЛАТЁЖНЫЕ СИСТЕМЫ……25
Характеристика современных платёжных систем ………………...25
Особенности применения современных платёжных систем при расчётах в ПАО «Сбербанк» и Предложения по совершенствованию расчётов с применением новых элементов платёжных систем ……………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...49
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы…51 Приложения……………………………………………………………….55
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский кодекс РФ.
Налоговый Кодекс РФ.
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" ((принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации РФ 27.06.2002) // "Российская газета",
№ 127, 13.07.2002.
4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 29.06.2005) «О банках и банковской деятельности» Российская газета, N 150, 07.08.98
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Российская газета, № 138, 01.07.2004
Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Российская газета, № 139, 30.06.2011
Положение Центрального Банка Российской Федерации №383-П от 19.06.2012 г. "О правилах осуществления перевода денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.06.2012 N 24667)
Положение Центрального Банка Российской Федерации №384-П от 29.06.2012 г. "О платежной системе Банка России" Зарегистрировано Минюстом России 4 июля 2012 года. Регистрационный N 24797
Положение Центрального Банка России о правилах осуществления перевода денежных средств №383-П от 19 июня 2012 года // Справочно-правовая систем зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2012 года № 24667,
Абрамова М.А. Денежно-кредитная и финансовая системы, 2020.
Агеева Н.А. Основы банковского дела. - М.: РИОР, 2018. - 274 с.
Аграновский, А.В. Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российской
Федерации/А.В.Аграновский.—М.:Московскийгосударственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2018
Алексеев, П.В. Банковское дело: управление в современном банке. Учебное пособие для ВУЗов / П.В. Алексеев, сост. - М.: КноРус, 2018.
- 304 c.
Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Боровкова [и др.] 2019
Роль Центрального банка Российской Федерации в платежной системе России определена Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В июле 2002 г. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вступил в силу в новой редакции. Традиционно задачи по обеспечению бесперебойности, безопасности и эффективности функционирования национальной платежной системы возлагаются на центральный банк государства, поскольку работа платежной системы тесно связана с основной целью деятельности центрального банка - обеспечением стабильности банковской системы. Центральный банк может выступать: в качестве пользователя платежной системы, т.е. совершать свои собственные операции; в качестве участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов; в качестве лица, предоставляющего платежные услуги; в качестве "защитника государственных интересов", т.е. выполнять функцию "регулировщика" платежной системы, осуществляя надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы. Банк России также проводит политику обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, повышения ее быстродействия и надежности. Однако он не только создает методологическую и организационную базу, но и является непосредственным участником этой системы, осуществляя межбанковские расчеты через свои подразделения. Банк России, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность: обеспечить внутренние системы расчетов современными средствами телекоммуникаций; регистрировать все платежные операции, происходящие между банками; осуществляя надзор за банковской системой в целом, а также за деятельностью каждого банка в отдельности, оперативно принимать меры по стабилизации финансового положения участников платежной системы с целью недопущения разрыва звеньев расчетной сети; в силу своего особого статуса, обладая достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводить риск неплатежей при расчетах с его участием к нулю.