Потребительское поведение в современной социально-экономической ситуации (на примере индустрии красоты)
ВВЕДЕНИЕ.
Ежедневно каждый индивид совершает множество осознанных и не осознанных действий, участвуя в экономической, политической и социальной жизни общества, как на микро, так и на макроуровне. Каждый человек является потребителем множества товаров и услуг экономической и социальной сфер.
Первоначально потребление изучалось и рассматривалось лишь в контексте экономической науки, однако, на сегодняшний день потребление рассматривается также в контексте социологического, культурного, психологического, маркетингового и политического подходов.
Каждая наука, исследует специфический набор факторов, определяющих поведение потребителя, проводя при этом комплексный анализ данных, изучая влияние внешней среды и индивидуальных потребностей каждого человека. Предметом изучения современной социологии потребления является осознанная деятельность людей по конструированию собственной идентичности посредством потребления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования потребления услуг индустрии красоты в современной России…………………………………..9
1.1.Развитие индустрии красоты в России, влияние на социально-экономические процессы ………………………………………………………..9
1.2.Cоциологические аспекты поведение потребителей индустрии красоты……………………………………………………………………...16
1.3. Культура потребления услуг индустрии красоты ……..……………26
Глава 2. Эмпирическое исследование поведения потребителей индустрии красоты в современной России ………………………………………….…..35
2.1. Ход и организация эмпирического исследования………………..…35
2.2. Глубинные интервью с потребителями отрасли………………….…40
2.3. Экспертные интервью со специалистами отрасли………………….56
Заключение……………………………………………………………………..66
Список источников и литературы…………………………………………..70
Приложения……………………………………………………………………74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
- Платное облуживание населения в России. 2021 год/ Статистический сборник.
URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Platnoe_obsluj_2021.pdf (дата обращения 27.03.2023)
- Выставочный портал Total-expo.
URL: http://totalexpo.ru/theme/45.aspx (дата обращения 13.05.2023)
Литература
- Аликперова Н.В. Социология потребления: сущность, проблемы, тендеции: учеб. пособие.-М:ИНФРА-М, 2019.-124с.
- Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов: пер.с англ./Г.Ассэль.-М.ИНФРА-М,2001.-804с.
- Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Повеление потребителей: 10 изд./Пер. с англ.-СПб.: Питер, 2010.-943 с.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления: пер. с англ. Самарская Е.- М.:Издательство АСТ, 2019.-330с.
- Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.562 с.
- Веблен Т. Теория праздного класса: пер. с англ. Желнинов В. -М.:Издательство АСТ, 2021.-420с.
- Гурова О.Ю. Экономическая социология. Т.15.№2. Март 2014.
- Драганчук Л. Поведение потребителей: теория и практика.-Красноярск: Сибирский Федеральный Университет, 2011.-260с.
В начале 1990-х годов салоны красоты не сильно отличались от парикмахерских Советского Союза. Салонный бум в России случился в конце 90-х начале 2000-х годов. Именно в этот период предприниматели индустрии красоты стали активно развивать свой бизнес и обучать персонал. Начали появляться первые сети салонов красоты. Конечно, поведение потребителя еще никто не изучал, но попытки отличаться от конкурентов подсознательно толкали предпринимателей к изменениям. Однако, в эти годы бьюти-бизнес строился не по модели «потребитель желает, предприниматель делает», а скорее «предприниматель делает, потребитель потребляет». В индустрии рождались тренды, и все потребители безоговорочно им следовали.