Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности как инструмент защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности
ВВЕДЕНИЕ
Расширение экономических отношений, функционирование и развитие различных сегментов рынка одновременно увеличили диапазон экономических правонарушений, совершаемых в стране, выдвигая на передний план проблему борьбы с правонарушениями в сфере оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе и при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и последующем их введении в гражданский оборот на территории России.
Проблема правонарушений в области оборота объектов интеллектуальной собственности приобрела для Российской Федерации в последние годы большую актуальность. Преступления, совершаемые в этой сфере, относятся к числу наиболее серьезных экономических преступлений: не поступлением налогов в доходную часть бюджета (декларируется по таможенной стоимости, заниженной в несколько раз по сравнению со стоимостью оригинальной продукции).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………. 6
Глава 1. Теоретические основы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности…………………... 8
1.1. Правовые и организационные аспекты регулирования защиты прав интеллектуальной собственности при проведении таможенного контроля, включенных в ТРОИС……………………... 8
1.2. Сущность и принципы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в ТРОИС ………………………………………………… 20
Глава 2. Деятельность таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности (на примере Южного таможенного управления)……………………………………………………………………. 31
2.1. Анализ деятельности таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности за 2019-2021гг................. 31
2.2. Взаимодействие таможенных органов с правообладателями и иными правоохранительными органами в рамках защиты прав интеллектуальной собственности …………………………………… 38
Глава 3. Проблемы и перспективы развития таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности………………………………… 49
3.1 Проблемные вопросы, связанные с внесением объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности…………………………………….. 49
3.2 Предложения по совершенствованию деятельности таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности………………………………………………………….. 56
Заключение……………………………………………………………………. 60
Список использованных источников………………………………………... 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ.
3.Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонультантПлюс.
6. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 г.)
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза» (вместе с «Регламентом ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза») // СПС КонсультантПлюс
8. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписана в Стокгольме 14.07.1967) (в ред. от 02.10.1979) // Публикация ВОИС № 250(R). Женева. 1995. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5059/
Результаты интеллектуальной деятельности нуждаются в защите благо-даря проявлению акта творчества, независимо от того, какие действия производятся или будут производится над ними правообладателем. Результат творческой деятельности является ценностью сам по себе, в нем отражается личность автора. Целью создания таких объектов, в первую очередь, выступает удовлетворение собственных, внутренних, нематериальных потребностей создателя.
Группа объектов, отнесенных законодательством к средствам индивидуализации, также является результатом интеллектуальной деятельности человека, но, в отличие от результатов творческой деятельности, они изначально предназначены для использования в отношениях с третьими лицами. Главной задачей создания средств индивидуализации является защита коммерческих интересов своих правообладателей. Творческий характер данных объектов не столь важен.
Понятие «интеллектуальная собственность» в международных докумен-тах впервые было внедрено в 1967 году Стокгольмской конвенцией, основан-ной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее — ВО-ИС). Данная организация занимается администрированием ряда международ-ных конвенций в сфере интеллектуальной собственности на международном уровне. В настоящий момент у организации 193 государства члена, в том числе страны-члены ЕАЭС.