Формирование у школьников УУД при подготовке к ОГЭ по физике
Введение
Актуальность нашего исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Современный мир характеризуется быстрыми темпами изменений, за которыми необходимо успевать. Обучение в школе дает знания, но они спустя некоторое время теряют свою актуальность и требуют коррекции. Самыми эффективными становятся не определенные знания, а способность непрерывно обучаться, получая новые умения и навыки.
Ориентируясь на эти требования современного мира, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: ?Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, присвоения обучающимися социального опыта? [4].
В отличие от ранее преобладавших форм проведения итоговой аттестации, вклю
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………... 8
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий обучающихся в процессе изучения физики в основной школе 14
1.1. Общая характеристика УУД и их классификация………………. 13
1.2. Возможности развития УУД школьников в процессе изучения физики в 7- 9 классах……………………………………………20
1.3. Реализация проектной деятельности для формирования УУД при подготовке к сдаче ОГЭ по физике………………………….. 29
Выводы по главе 1………………………………………………………... 33
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий обучающихся при подготовке к сдаче ОГЭ по физике 34
2.1.Формирование универсальных учебных действий при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ в проектной деятельности………………… 34
2.2 Методические рекомендации по формированию у обучающихся УУД при подготовке к сдаче ОГЭ по физике………….. 39
2.3. Основные результаты опытно-экспериментальной работы…….. 44
Выводы по главе 2………………………………………………………... 51
Заключение………………………………………………………………. 52
Список использованных источников………………………………… 54
Приложения……………………………………………………………….. 60
Список использованных источников
1. Аксенович, Л. А. Физика в средней школе - Теория - Задания - Тесты / Л. А. Аксенович, Н. Н. Ракина, К. С. Фарино. – Москва: Просвещение, 2004. – 720 с. Текст – непосредственный.
2. Ануфриева, А. Г. Методы и методология научного познания / А. Г. Ануфриева, К. А. Головин, А. Б. Копылов // Известия ТулГУ. Технические науки. – 2021. – № 11. – С. 279-283. Текст – непосредственный.
3. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. – Москва: Просвещение, 2010. – 159 с. Текст – непосредственный.
4. Артюгина, Т.Ю. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / Т.Ю. Артюгина, А.П. Павринова, В.В Филатов. – Архангельск: Архангельск, 2014. – 27 с. Текст – непосредственный.
5. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В. Байбородова. – Москва: Просвещение, 2013. – 175с. Текст – непосредственный.
6. Бахтина, И. Л. Методология и методы научного познания / И. Л. Бахтина, А. А. Лобут, Л, Н. Мартюшов. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун, 2016. – 116 с. Текст – непосредственный.
7. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития / С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. – Москва: УЦ «Перспектива», 2014. – 240 с. Текст – непосредственный.
8. Вяземский, Е.Е Проектная деятельность как средство формирования исторического мышления школьников: метод. рекомендации / Е.Е Вяземский. – Москва: Просвещение, 2017. – 144 с. Текст – непосредственный.
9. Горбунова, Н. В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании / Н. В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-1. – С. 112-115. Текст – непосредственный.
10. Ганькина, Н. Ф. Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности / Н. Ф. Ганькина // Образовательный Альманах: электронный журнал. – URL: https://almanah.su/tpost/2ch4si03l1-gankina-nf-formirovanie-u-uchaschihsya-l. – (Дата обращения: 30.11.2022) Текст – электронный.
11. Господникова, М.К. Проектная деятельность обучающихся: учебно-методическое пособие / М.К. Господникова. – Москва: Учитель, 2021. – 130 с. Текст – непосредственный.
12. Касаткина, Ю.В. Алгоритмы обучения / Ю.В. Касаткина. – Санкт-Петербург: Вако, 2015. – 182 с. Текст – непосредственный.
13. Коммуникативные универсальные учебные действия: сайт. – 2018. – URL: https://poisk-ru.ru/s43445t9.html (Дата обращения: 13.10.2022) Текст – электронный.
14. Коробкова, О.Ф. Содержание понятий «Коммуникативная компетенция», «Коммуникативные навыки» и «Речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О.Ф. Коробкова // Специальное образование : электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiy-kommunikativnaya-kompetentsiya-kommunikativnye-navyki-i-rechevye-navyki-v-sovremennoy-normativnoy-dokumentatsii (3.11.2022) Текст – электронный.
15. Кропотова, Л.А. Проектирование и анализ современного урока: учебно-методическое пособие
Данная концепция используется для разработки конспекта урока, при этом каждый этап учебной деятельности способствует активации определенного вида универсальных учебных действий, соответствующих деятельности на уроке. В зависимости от того, какой тип урока применим в контексте работы с материалом, тот или иной этап учебной деятельности раскрывается в различном объеме [22].
Реализация проектной деятельности для формирования УУД при подготовке к сдаче ОГЭ по физике
Проект – это индивидуальная творческая деятельность обучающегося по решению учебной задачи, взятой из повседневной жизни. В результате проекта формируются ко