Охрана общественного порядка в современной России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопросами охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности призваны заниматься специализированные государственные органы. Одним из таких органов в современных условиях является полиция. Сотрудники полиции круглосуточно несут службу как на мероприятиях с массовым скоплением людей, так и в ежедневной практике.
В статье 1 профильного закона установлено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности . Эта деятельность объективируется в реализации государственной программы ?Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности?.
В научном дискурсе справедливо отмечается, что ?гражданин просто не сможет без должного правопорядка, обстановки стабильности и спокойствия в общественных местах реализовать
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 7
1.1 Общественный порядок: сущность и содержание 7
1.2 Нормативно-правовые основы охраны общественного порядка в России 17
1.3 Органы по охране общественного порядка в Российской Федерации 22
2 ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 28
2.1 Формы и методы деятельности полиции по охране общественного порядка 28
2.2 Специфика деятельности полиции по охране общественного порядка 35
2.3 Направления оптимизации деятельности полиции по охране общественного порядка 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ // СЗ РФ. – 2020. – № 45. – Ст. 7061.
3. О чрезвычайном положении: федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. – 2001. – № 23. – Ст. 2277; 2016. – № 27 (часть 1). – Ст. 4153.
4. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900; 2022. – № 1 (часть I). – Ст. 85.
5. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. – 2016. – № 27 (Часть I). – Ст. 4159; 2023. – № 1 (часть I). – Ст. 85.
6. О безопасности: федеральный закон от 25.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. – 2011. – № 1. – Ст.2; 2020. – № 46. – Ст.7209.
7. О гражданской обороне: федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СЗ РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 799; 2022. – № 23(Часть III) . – Ст. 5315.
8. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 14.11.2022 ) // СЗ РФ. – 1994. – № 35. – Ст. 3648; 2022. – № 45. – Ст. 7668.
9. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СЗ РФ. – 2006. – № 11. – Ст. 1146; 2021. – № 22. – Ст. 3690.
10. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СЗ РФ. – 2021. – № 52 (часть I). – Ст. 8973; 2023. – № 16. – Ст. 2766.
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2023. – № 9. – Ст. 919.
12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // СЗ РФ. – 2021. – № 27 (часть II). – Ст. 5351.
13. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // СЗ РФ. – 2020. – № 30. – Ст. 4884.
14. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 11.02.2023) // СЗ РФ. – 2016. – № 52 (Часть V). – Ст. 7614; 2021. – № 7. – Ст. 1107.
15. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 30.09.2022) // СЗ РФ. – 2011. – № 10. – Ст. 1334; 2022. – № 40. – Ст. 6787.
16. Вопросы организации полиции: указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 ред. от 30.09.2022) // СЗ РФ. – 2011. – № 10. – Ст. 1336; 2022. – № 40. – Ст. 6787.
17. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 17.06.2019) // СЗ РФ. – 2015. – № 15. – Ст. 2072; 2019. – № 25. – Ст. 3242.
18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного
На первый взгляд выглядит естественным избрание правоприменителем активной наступательной позиции, поддерживаемой мерами принудительного характера, но законодательство представляет такую правовую возможность только после достоверного установления достаточных данных, указывающих на то, что посягательство имеет место быть. ?При этом не совсем понятно, как должен действовать сотрудник полиции, к примеру, если специалист службы безопасности аэропорта - профайлер сообщает ему о том, что конкретный человек демонстрирует поведение, свойственное лицам, подготавливающим террористический акт, или если находящееся в общественном месте лицо проявляет интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, проявляет подозрительную настороженность и беспокойство, одето не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, имеет повязки, травмы и т.д. Может ли такая информация служить основанием для проверки документов, личного до