Применение современных технологий дистанционного банковского обслуживания и их влияние на эффективность банковской деятельности
Введение
Коммерческие банки в настоящее время невозможно представить без дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в разнообразных формах. Теперь у каждого клиента банк всегда с собой, в смартфоне или онлайн, что значительно повышает удобство и скорость доступа к банковским услугам. Дистанционное обслуживание позволило клиентским сервисам выйти на новый уровень качества обслуживания и стать основой для создания такого типа банков, которым не нужны отделения, они взаимодействуют исключительно онлайн. Одним из банков, активно реализующих данный подход, в России является АО «Тинькофф Банк». Лучшим розничным цифровым банком в мире признан ПАО «Сбербанк», в лидерах также Альфа-банк, Ак Барс банк и др.Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день одно из самых приоритетных направлений деятельности банка в условиях цифровой экономики – это организация дистанционного банковского обслуживания с использованием передовых технологий и пластиковых, а также виртуальных карт.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1Эволюция, понятие и сущность дистанционного банковского обслуживания 6
1.2.Технологии дистанционного банковского обслуживания 16
Глава 2. Анализ технологий ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ на современном этапе
2.1. Развитие дистанционного банковского обслуживания в России 28
2.2.Динамика технологий дистанционного банковского обслуживания 41
2.3. Технико-экономическая характеристика ПАО Сбербанк 46
2.4. Оценка системы дистанционного обслуживания ПАО Сбербанк 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ
3.1. Влияние технологий дистанционного банковского обслуживания на эффективность банковской деятельности 63
3.2. Направления развития дистанционного банковского обслуживания в России 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (с изменениями от 02.07.2021 № 343-ФЗ) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115625/ (дата обращения 12.04.2022).
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 21.05.2022).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 1 апреля 2022 года) // URL: https://docs.cntd.ru/document/9004805 / (дата обращения 21.12.2021).Письмо Банка России от 26.10.2010 № 141-Т «О Рекомендациях по подходам кредитных организаций к выбору провайдеров и взаимодействию с ними при осуществлении дистанционного банковского обслуживания» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106206/ (дата обращения 12.12.2022)
Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П (ред. от 25.03.2022) "О правилах осуществления перевода денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64765) // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_394047Положение Банка России от 29.01.2018 N 630-П (ред. от 19.08.2021) "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2018 N 51359) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300754/
Аваков Н.С. Дистанционное банковское обслуживание как инструмент повышения эффективности банковской деятельности / Н.С. Аваков // Экономика и социум. – 2017 – № 10 (41).
Банк России.- Статистика национальной платёжной системы // URL: https://cbr.ru/statistics/nps/psrf// (дата обращения 14.05.2022)
Банкоматы поработают на износ. Обзор. 25.03. 2022 г. // URL: https://www.interfax.ru/business/831263 / (дата обращения 02.06.2022)
Впервые возможность покупать банковские услуги дистанционно, то есть исключительно по телефону предложил английский банк First Direct (1989 год), который до сих пор работает. Впервые в истории банковского дела было объявлено, что клиенты банка обслуживаются только по телефону, так как банк не имел ни одного отделения. First Direct был первым и остается одним из самых успешных банков, обслуживающих своих клиентов через электронные каналы, не имеющий до сих пор ни одного банковского отделения.Там же открылся и первый виртуальный банк – Security First Network Bank (1995 г.), который не имел ни офисов, ни филиалов – все операции клиентов выполнялись через интернет. Однако массовое доверие пользователей к данной технологии появилось лишь в начале 2000-ых, когда интернет и мобильная связь прочно вошли в жизнь граждан США. Например, в 2001 году 20% клиентов Bank of America (более 2 млн. человек) совершали свои финансовые операции через систему интернет банка. Так же первые дистанционные банки появились в Великобритании. В 1989 г. Midland Bank учредил First Direct, который начал осуществлять текущие банковские операции в режиме дистанционного банка. В настоящее время First Direct является бесспорным лидером на рынке дистанционных банковских услуг в Европе, обслуживая свыше 500 тыс. клиентов .