Проблемы задержания судов в порту по национальному и международному морскому праву
ВВЕДЕНИЕ
Проблема задержаний и арестов морских судов в российской судебной практике представляет весомое значение для современного общества. Под воздействием международной теории и национальной практики государств формируются единые унифицированные стандарты к разрешению вопросов об аресте морских судов в современном международном морском праве.
Особое место в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (далее – КТМ РФ) занимает глава XXIII об аресте судна. Действовавший до него Кодекс торгового мореплавания СССР 1968 (далее-КТМ СССР) не содержал определения ареста судна, не конкретизировал оснований и порядка его применения, а предусматривал только полномочия начальника порта по задержанию судна в порту.
В силу статьей 75 и 76 КТМ СССР начальнику порта предоставлялось право произвести задержание судна или груза в порту в течение трех суток по просьбе лица, имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании, столкновении судов или ином при
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЗАДЕРЖАНИЯ МОРСКИХ СУДОВ 8
1.1. Понятие ареста морского судна 8
1.2. Сравнительно-правовой анализ ареста морских судов в России и зарубежных стран 14
2. АРЕСТ МОРСКИХ СУДОВ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО СУДОХОДСВА 23
2.1. Проблемы правового регулирования задержания морских судов: международный и национальный аспекты 23
2.2. Арест судна как обеспечивающая мера морского требования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 02.07.2021) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS): заключена в г. Монтего-Бей 10.12.1982 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5493
7. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бей 10.12.1982) // Собрание законодательства РФ, 01.12.1997, № 48, ст. 5493. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с измен., одобрен. в ходе общерос. голосов. 01.07.2020) – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Международная Конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 года (Женева, 06.05.1993). // Бюллетень международных договоров. - 03.03.2005. - №3
10. Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст), - СПб.: ЗАО "ЦНИИМФ", 2010 г. - 806 с. International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978 (STCW-1978), as amended (consolidated text).
11. Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст). — СПб.: ЦНИИМФ, 2010. — 806 с.
12. Международная конвенция об аресте судов 1999 г.: заключена в г. Женеве 12.03.1999. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ-73/78). Кн. I и II. — СПб.: ЦНИИМФ, 2008.
14. Федеральный закон от 06 января 1999 № 13-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов // «Собрание законодательства РФ» № 2, 11.01.1999, ст. 240. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Материалы юридической практики
15. Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 11.08.2016 по делу № 33-2355/2016 [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
16. Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 07.12.2021 № 88а-30870/2021 по делу № 2а-66/2021 [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Обзор практики Дальневосточного округа от 03.12.2012 №Ф03-4441/2012, дело №А51-1943/2011// [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «СудАкт»
18. Обзор практики применения
Поэтому в некоторых государствах арест судов может быть основан на требованиях, изложенных в настоящей Конвенции и повторенных в национальном акте, а в некоторых государствах арест основан на требовании, основанном на долговых обязательствах. разрешено законом. взыскать с имущества, а также на условиях, связанных с залогом судна.
Существует также государство, которое имеет возможность наложить арест на основании любых долговых требований. Есть страны, где процесс ареста автоматизирован и осуществляется по решению суда, а в других арест судов осуществляется специальными судебными приставами. Поэтому для страны, которая хочет захватить судно, особенно важно знать механизм принуждения в той или иной стране. Также необходимо выяснить необходимые условия, процедуру, а также время задержания. В некоторых странах гарантия требуется только в виде банковской гарантии.
В РФ арест судов разбирает целая глава Кодекса торгового мореплавания РФ, в соответствии с с п. 1 ст. 388 из них — зад