Ответственность за нарушение прав военнопленны
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В научной литературе по международному гуманитарному праву уже много лет ведутся споры о правовом статусе военнопленных и ответственности за его нарушение. На сегодняшний день в разных частях мира существуют государства или части территории, охваченные войной. Такой факт не может не беспокоить мировое сообщество, поскольку их число растет, а также сами регионы, где высока вероятность вооруженного конфликта, где сильны радикальные призывы, подрывающие возможность мирного урегулирования конфликта.
«Многовековые территориальные споры, межэтническая и межрелигиозная рознь, социальное неравенство и дискриминация по различным факторам являются наиболее распространенными причинами решения вопросов с применением силы. Конечно, с самых ранних этапов зарождения цивилизации человечество искало пути разрешения конфликта.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНо-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОПЛЕННЫХ……………………………………………………….………8
1.1. Определение понятия военнопленного в международном гуманитарном праве………………………………………………………………………..………...12
1.2. Гарантии для предоставления статуса военнопленного……...…..………….16
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПЛЕНА…………………………………………………….…..……16
2.1. Общие требования к защите прав военнопленных согласно III Женевской Конвенции 1949 года……………………………………………………….….….....28
2.2. Права и обязанности лиц, находящихся в плену……………….……….…….32
2.3. Условия содержания интернированных военнопленных………………..…...37
2.4. Размещение, оказание медицинской помощи и другие условия, предъявляемые лицам, находящимся в плену……………………………….…….42
2.5. Законодательные меры наказания, применяемые в отношении военнопленных согласно нормам международного гуманитарного права…………………………………………………………………………….…….45
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ……………………………………….…………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………....51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….……...53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М, 2023.
2. Устав Организации Объединенных Наций: принят в г. Сан- Франциско 26 июня 1945 г. // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения: 16.06.2023).
3. Статут Международного Суда ООН: принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.06.2023).
4. Всеобщая декларация прав человека: принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН: принята в г. Париже 10 декабря 1948 г. // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 16.06.2023).
5. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны: принята в Гааге 1907 году – URL: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=11967448%40egNPA (дата обращения: 16.06.2023).
6. Всемирная конференция по правам человека: принята в г. Вене 25 июня 1993 года - URL: https://www.un.org/ru/conferences/human-rights/vienna1993 (дата обращения: 16.06.2023).
7.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН: принята 12 декабря 2001 года в г. Нью-Йорке – URL: https://base.garant.ru/2565571/ (дата обращения: 16.06.2023).
8. IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны: принята 12 августа 1949 года в Женеве - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian.shtml (дата обращения: 16.06.2023).
9. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.: заключена в г. Женеве 8 июня 1977 г. – URL: https://doc.mil.ru/documents (дата обращения: 16.06.2023).
10. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.: заключена в г. Женеве 8 июня 1977 г. – URL: https://doc.mil.ru/documents (дата обращения: 16.06.2023). HYPERLINK "https://docs.cntd.ru/document/901755843" \t "_blank"
«УВКБ ООН продвигает процессы добровольного возвращения и помогает беженцам вернуться в страны их происхождения. Однако ведомство способствует добровольной репатриации только при соблюдении основных условий такого процесса, а именно: появляется возможность вернуть большинство беженцев в страны их происхождения. Все вовлеченные стороны должны свободно вернуться и уважать друг друга».[1]
6. Защита от любой эксплуатации, включая принудительный труд. В качестве рабочей силы могут использоваться трудоспособные военнопленные с учетом их возраста, пола, звания и физических возможностей. Офицеры, не являющиеся военнопленными, должны только контролировать работу военнопленных. Они могут попросить другую подходящую работу. Офицеры или их эквиваленты не могут быть принуждены к работе. При приеме на работу по возможности задается такой вопрос. Помимо управления оборудованием и наведения порядка в военных лагерях, военнопленные могут быть принуждены к работе в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности или производстве, за исключением металлургии и машиностроения, в химической промышленности, а также в общественных и строительных работах или в военных целях.
[1] Статут Международного Суда ООН: принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.06.2023).