Образ Бабы Яги в русском фольклоре

Данный исследовательский проект нацелен на изучение образа Бабы-Яги в русском фольклоре: в русских сказках и мифах, выявление истоков образа Бабы-Яги, исследование поступков, которые совершает Баба-Яга в отношении добра и зла
Author image
Iskander
Тип
Научно-исследовательская работа (НИР)
Дата загрузки
12.07.2022
Объем файла
4397 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
"Сказка ложь, да в ней намек…"
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно - же, в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. Сказки любят все: и взрослые, и дети. Я считаю, что именно сказки воспитывают в человеке такие качества как: доброту, умение помогать, сопереживать. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что их совсем немного. Большинство сказок не обходится без таких персонажей, как Леший, Кощей Бессмертный и, конечно же, трудно представить наши сказки без Бабы-Яги. Каждый ребенок знаком с этой старухой уже с самого детства. У некоторых он вызывает страх, так как некоторые взрослые запугивают малышей этой, на их взгляд, «злой и вредной старухой». А такая ли она вредная и противная и достаточно ли мы о ней знаем? Для чего она в сказках?
В разных сказках её образ может меняться. Временами она – злая и коварная старуха, наделённая магической силой. Внешность ее пугает. Вот- вот прилет

 1.  Введение……………………………………………………………………..4-5

 2. Теоретическая часть……………………………………………...

 Глава I.  Образ Бабы-Яги в мифологии и фольклоре - отражение национального   характера………………………………………………………...6-12

1.1 Баба Яга - мифический персонаж. Происхождение образа………………..6-7

1.2 Баба Яга – сказочный персонаж……………………………………………..8-10

1.3 Основные типы Бабы-Яги в русских волшебных сказках………………...10-12

1.4 Анализ русских народных сказок…………………………………………….13-14

Глава II.  Спорные вопросы о Бабе-Яге. Традиции и обряды русского  народа………………………………………………………………………………15-19

2.1 Сколько лет бабе Яге? 15

2.2 Жилище Бабы Яги……………………………………………………………..15-16

2.3 Баба-Яга и обряды рода……………………………………………………….16-17

2.4 Атрибуты Бабы- Яги…………………………………………………………..18-19

2.5 Анализ восприятия образа Бабы-Яги………………………………………...20-22

3. Заключение……………………………………………………………….....23-24

        4. Творческий проект………………………………………………………….25

4.1 Описание процесса изготовления кукол ……………………………….

4.2 Применяемые инструменты, материалы и отделка …………………..…

4.3 Фото поэтапного изготовления куклы

        5. Список используемой литературы

Список использованной литературы
Аникин В.П. Русская народная сказка/ Аникин В.П.// М.: Просвещение, 1977. -178с.
Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки / Аникин В.П // М.: Дет.лит., 1988. - 203с.
Афанасьев А.Н. Баба-Яга. Русская народная сказка. – М.: Эксмо, 2002. – 21с.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. – М., 1985.
Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. – М., 1986. – 215с.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т.III. –СПб., 1869. - 154с.
Баженова А. Баба-Яга / Баженова А// Свет: природа и человек – 2005- № 1 – с.64-67
Безлюдова М. Ключ- печь, или в чем тайна Бабы- Яги / Безлюдова М.// Наука и религия – 2003-№ 3-с.51-52
Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. – М.: Вече, 2001. - 167с.
Н.Р. Гусева. Русский север- прародина индо- славов\ Н.Р. Гусева\ М. 2003. - 134с.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 1991.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. –с. 45
Калашников В. Славянская мифология / Калашников В.// М.: Белый город, 2005. - 287с.
Малаховская А.Н. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе 19-20 вв./ Малаховская А.Н.// СПб: Алетейя, 2007. - 138с.
Мокиенко М. Ю. Как Бабы-Яги сказку спасали. / Мокиенко М. Ю.// М.: Самовар, 2009. - 94с.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева/ М.: Худож.лит.,
1990. 243с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов // Под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова. -24-е изд., испр.- М.: - ООО «Издательство Оникс»,- 2008.- 533с.
О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка. / М: Дет.лит., 1988. - 212с.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946. - 184с.
Рыбаков Б.А. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства,

Одна из наиболее значимых берегинь.
По мнению Иванова В.В. [12]., по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим через грядку.
Такого же мнения придерживается В.Я Пропп. Он пишет: «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание» [19].
Так, во многих сказках Баба-Яга похожа
на ведьму: