Использование материалов топографической и геодезической съемок при проведении кадастровых работ по формированию земельных участков
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное использование земли является одной из главных стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации (далее – РФ). Как показывает многолетняя практика, без материалов топографической и геодезической съемок, которые получают при проведении кадастровых работ, невозможно сформировать или изменить границы земельного участка (далее – ЗУ). Актуальность данной темы обусловлена быстрыми темпами развития строительства на территории РФ.
При создании ЗУ необходимо выполнение топографо-геодезической съемки. Для этого предварительно составляется технический проект производства работ. С каждым годом появляются всё более эффективные и точные методы выполнения геодезических работ, основанные на электронных технологиях и спутниковых системах определения координат. Это является второй причиной актуальности данной работы.
При проведении кадастровых работ уточнение координат характерных точек является
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Общие положения о топографо-геодезических работах 6
1.1 Топографо-геодезическая деятельность при ведении кадастровых работ 6
1.2 Методы определения координат 11
1.3 Способы формирования и образования земельных участков 19
2 Определение характерных точек при межевании объектов недвижимости 26
2.1 Государственная геодезической сеть и системы координат в геодезии и кадастрах 26
2.2 Единая электронная картографическая основа 37
2.3 Современные геодезические приборы 45
2.4 Использование топографических материалов при проведении кадастровых работ 52
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 №136-ФЗ// СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 30.12.2015 №431-ФЗ (в текущей редакции) «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ (в текущей редакции) «О кадастровой деятельности» // СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ (в текущей редакции) «О государственной регистрации недвижимости» // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 02.08.2019 №283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 №1240 «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы» // СПС Консультант Плюс.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 №2148 (в текущей редакции) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных» // СПС Консультант Плюс.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2016 №1276 (в текущей редакции) «О порядке информационного взаимодействия государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы с информационными системами обеспечения градостроительной деятельности» // СПС Консультант Плюс.
9. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1174 (в текущей редакции) «Об установлении требований к периодичности обновления государственных топографических карт и государственных топографических планов, а также масштабов, в которых они создаются» // СПС Консультант Плюс.
10. Приказ Минэкономразвития России от 29.03.2017 №138 «Об установлении структуры государственной геодезической сети и требований к созданию государственной геодезической сети, включая требования к геодезическим пунктам» // СПС Консультант Плюс.
11. Приказ Росреестра от 23.10.2020 №П/0393 (в текущей редакции) «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места» // СПС Консультант Плюс.
12. Приказ Росреестра от 18.11.2021 №П/0527 «О вводе в эксплуатацию государственной информационной системы ведения единой электронной картографической основы» // СПС Консультант Плюс.
13. Приказ Росреестра от 20.10.2020 №П/0387 (в текущей редакции) «Об утверждении порядка установления местных систем координат» // СПС Консультант Плюс.
14. Приказ Росреестра от 22.04.2019 №П/0160 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» полномочиями по созданию и обновлению единой электронной картографической основы, обеспечению мониторинга актуальности единой электронной картографической основы, а также правомочиями обладателя сведений единой электронной картографической основы» // СПС Консультант Плюс.
15. Приказ Минэкономразвития России от 06.06.2017 №271 (в текущей редакции) «Об утверждении требований к государственным топографическим картам и государственным топографическим планам, включая требования к составу сведений, отображаемых на них, к условным обозначениям указанных сведений, требования к точности государственных топографических карт и государственных топографических планов, к формату их представления в электронной форме, требований к содержанию топографических карт, в том числе рельефных карт» // СПС Консультант Плюс.
16. Приказ Минэкономразвития России от 29.03.2017 №138 «Об установлении структуры государственной геодезической сети и требований к созданию государственной геодезической сети, включая требования к геодезическим пунктам» // СПС Консультант Плюс.
17. Приказ Минэкономразвития России от 27.12.2016 №853 «Об установлении требований
Распространенные случаи, когда требуется перераспределение ЗУ:
при проведении кадастровых работ либо если в рамках осуществления мероприятий муниципального или государственного земельного надзора установлено, что здание частично расположено за границами принадлежащего собственнику ЗУ;
границы смежных участков не соответствуют их фактическому использованию. Например, на ЗУ полностью или частично расположена хозяйственная постройка соседей, а собственник занятого чужой постройкой участка ежегодно уплачивает земельный налог за фактически неиспользуемую и не нужную ему площадь ЗУ;
площади ЗУ недостаточно для соблюдения его собственником требований градостроительных норм и правил, необходимых при уведомительном порядке строительства жилого или садового дома (например, для соблюдения 3-метрового разрыва между постройкой и забором), а у собственника смежного участка ест