Этнические стереотипы в условиях межкультурной коммуникации специалистов комплексного центра социального обслуживания населения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Большинство из нас ежедневно встречается с людьми различного этнического происхождения. Сейчас, как никогда ранее, глобализация и иммиграция, наложенные поверх исторических волн миграции и быстрые социально-культурные и экономические преобразованиями, меняют простые этнические образы, которые люди когда-то могли использовать для понимания друг друга.
В процессе межкультурного общения люди склонны воспринимать, и оценивать друг друга с собственной культурной и внутренней точки зрения. Использование стереотипов в межкультурной коммуникации неизбежно.
Этнические стереотипы играют важную роль в межэтнической коммуникации. Этнические стереотипы предоставляют не просто общие сведения об определенной национальности, но также отражают эмоциональное и чувственное к ней отношение. Стереотипы, как правило, отражают всю историю этнических отношений и коммуникаций.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 5
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению этнических стереотипов в условиях межкультурной коммуникации……………………. 10
1.1 Понятие, виды, структура и функции этнических стереотипов в социальных науках …………………………………………………………….. 10
1.2 Роль стереотипов в условиях межкультурной коммуникации …... 23
1.3 Методы изучения этнических стереотипов………………………... 28
Глава 2 Эмпирический анализ этнических стереотипов в условиях межкультурной коммуникации специалистов комплексного центра социального обслуживания населения ……………………………………….. 32
2.1 Описание деятельность государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» ……………………………………………….. 32
2.2 Анализ результатов исследования этнических стереотипов в условиях межкультурной коммуникации специалистов государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» ……………….. 34
Заключение ……………………………………………………………………... 69
Список использованных источников ………………………………………….72
Приложение А Программа социологического исследования ………………81
Приложение Б Анкета для опроса специалистов государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа»………………………………………………………… 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- 1 Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Учебник. 5-е изд. / Т. Г. Стефаненко – М. : Аспект – пресс, 2014. – 352 с.
- Оносов, А. А. Этнизация массового сознания русских в московском регионе: экспертная оценка процесса / А. А. Оносов, А. Т. Гаспаришвили // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2016. – Т. 16. №3. – С. 530-541.
- Липпман, У. Общественное мнение : монография / У. Липпман ; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко ; пер. с англ. Т. В. Барчунова. – М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.
- Панягин, А. А. Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении / А. А. Панягин // Вестник Мордовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2008. – №3. – С. 67-73.
- Katz, D. Racial Stereotypes in One Hundred College Students / D. Katz // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1933. – Vol. 28. – p. 288-289.
- Ядов, В. А. Идеология как форма духовной деятельности / В. А. Ядов – Л. : Изд. Ленинградского университета, 1961. – 122 с.
- Кон, И. С. Национальный характер : миф или реальность? / И. С. Кон// Иностранная литература – 1968. – №9. – С. 228-231.
- Васильева, Т. Е. Стереотипы в общественном сознании: социально-философские аспекты : Научно – аналитический обзор / Т. Е. Васильева – М. : ИНИОН АН СССР – 1988. – 41 с.
- Чугров, С. В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения / С. В. Чугров // Мировая экономика и международные отношения – 1993. – №1. – С. 41-53.
- Трусов, В. П. Этнические стереотипы / В. П. Трусов, А. С. Филиппов // Этническая психология: этнические процессы и образ жизни людей. – М. – 1984. – С. 3-20
В процессе анкетирования было опрошено 100 респондентов, которые являются специалистами государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа».
Проектирование выборки осуществлялось в несколько этапов. Первый этап стратификация по районным подразделениям государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа». На втором этапе с целью распределения респондентов для каждого районного подразделения государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» использовался механический отбор. Шаг выборки рассчитывался для каждого районного подразделения отдельно (ПРИЛОЖЕНИЕ А на странице 81).
Для анализа содержания автостереотипов и гетеростереотипов специалистов комплексного центра социального обслуживания населения необходимо было определить национальность респондентов. Национальность респондентов определялась на основе самоидентификации. Результаты представлены на Рисунке 2.1.