Философское осмысление цифровизации в международных отношениях: теории информационного и цифрового общества, концепции, понятия
Введение
Цифровизация изменила ландшафт международных отношений, создав новые возможности и проблемы для политических акторов, институтов и норм. Растущая зависимость от цифровых технологий, подъем социальных медиа и растущая взаимосвязанность глобальных сетей способствовали этой трансформации, формируя способы, с помощью которых мы думаем о власти, безопасности, идентичности и коммуникации в международной системе. Данная работа исследует философские последствия цифровизации в международных отношениях, сосредоточившись на теориях информации и цифрового общества, концепциях и понятиях. В ней будет рассмотрено, как эти теории способствовали нашему пониманию влияния цифровизации на международные отношения, а также их значение для будущей политики и практики.
Исследование будет опираться на ряд междисциплинарных перспектив, включая политическую философию, теорию международных отношений и цифровую социологию, чтобы обеспечить всесторонний анализ темы.
Оглавление
1 Теоретические аспекты дипломатии данных. 10
1.1 Определение цифрового общества и его характеристики. 10
1.2 Обзор основных теорий и моделей. 17
2. Научный дискурс о цифровизации. 46
2.1 Цифровизация: эволюция понятий. 46
2.2 Цифровизация в международных отношениях. 56
3. Значимость философии в процессе цифровизации. Взаимовлияние знаний данных дисциплин. 66
3.1 Роль философии в цифровизации. 66
3.2 Актуальность философских концепций и теорий в контексте цифровизации 73
3.3 Изменение личностной идентификации под влиянием цифровизации 81
4. Современные вызовы цифровизации для международных отношений 91
4.1 Цифровое неравенство в период и постпериод COVID-19. 91
4.2 Правовой аспект применения цифровизации. 103
Список использованных источников: 133
Список использованных электронных ресурсов:
Albright D., Brannan P., Walrond C. – Did Stuxnet Take Out 1,000 Centrifuges at the Natanz Enrichment Plant? Preliminary Assessment// Institute for science and national security [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isis-online.org/isis-reports/detail/did-stuxnet-take-out-1000-centrifuges-at-thenatanz-enrichment-plant/
Heller O. – Transferring the War to the Enemy's Computer // Israeldefense [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.israeldefense.com/?CategoryID=483&ArticleID=2708 (дата обращения 10.04.2023)
Morteza R. – What’s the Best Defense against Stuxnet? A Comparison of Which Tools are the Best for Finding Stuxnet in a System // Control Magazine Web Exclusive, 28 May 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.controlglobal.com/articles/2012/stuxnet-iranian-view.html (10.04. 2023)
The IRL Fetish. Nathan Jurgenson// The NewInquiry [Электронный ресурс]/URL: https://thenewinquiry.com/the-irl-fetish/ (дата обращения 20.04.2023)
The State of Broadband: Tackling digital inequalities. A decade for action.
Система рейтингов в Китае. Людей разделят на «касты»: от надёжных до изгоев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https:// www.bfm.ru/news/360401 (дата обращения: 18.02.2023).
Соловьева Л.Н. Цифровая идентичность как феномен информационной современности // Общество: философия, история, культура. 2020. №12. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/fik/2020/12/philosophy/solovieva.pdf (дата обращения: 19.03.2023)
Шнейдер Л. Б., Сыманюк В. В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. 2017. Т. 10. №52. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: // cyberpsy.ru/articles/cifrovaya-identichnost/ (дата обращения: 10.02.2023)
Описание Платоном людей, прикованных цепями к пещере с детства, неспособных пошевелиться или повернуть голову, смотрящих только на тени от костра, служит метафорой существования человечества на земле. Исходя из этой ситуации человеческого рабства, Платон развивает свое учение об истине и понимание сущности философии как особого метафизического способа достижения истины. Для человека, прикованного к определенному месту, истина зависит от реальности этого факта[1]. Однако, если человек останется в такой ситуации навсегда, у него будет только одно понимание реальности и одна истина. Таким образом, пребывание в пещере становится комфортным, поскольку оно отдаляет человека от других возможных проблем, связанных с реальным миром. Платон приходит к выводу, что существует четыре состояния души, с помощью которых мы постигаем истину: разум, высший разум, вера и усвоение. Эти состояния имеют внутреннюю иерархию, зависящую от степени их приближения к истине, т.е. от их надежности. И относительность таких мыслительных операций является важным фактором при работе с цифровизацией и большими данными. Хотя эти инструменты могут предоставить новые и мощные способы интерпретации мира, важно помнить, что они являются всего лишь ментальными конструкциями и могут быть довольно далеки от понимания истинной сущности объектов. Опасность заключается в том, что эти ментальные конструкции могут стать настолько мощными и всепроникающими, что создадут виртуальную реальность, которую люди ошибочно принимают за реальную. В контексте больших данных это означает, что люди могут стать чрезмерно зависимыми от количества информации, а не от качества или точности этой информации. Сам объем данных может быть ошеломляющим, и люди могут использовать автоматизированные методы для их обработки, не до конца понимая, на что они смотрят[2]. Это может привести к ложным предположениям и выводам и, в конечном счете, к неправильному принятию решений. Усвоение реальности может приобрести характер имитации, которая далека от истины и сути. Другими словами, виртуальная реальность, созданная с помощью больших данных, может стать своего рода имитацией реальности, а не ее истинным представлением. Это может привести к тому, что люди будут видеть только то, что они хотят видеть, или то, что подтверждает их ранее существовавшие убеждения, а не то, что есть на самом деле[3]. Использование больших объемов данных приводит к увеличению объема информации, что создает трудности при установлении критериев оценки. Одним из примеров этого является распространенность фальшивых новостей в Интернете, которые бывает трудно отличить от реальной информации. Это не просто оптическое искажение, как в притче Платона, а представление современного мира теней, который многие люди воспринимают как реальность благодаря достижениям в области технологий. Платон был прав, отмечая, что такой тип восприятия искажает понимание истины. В современном медиа-кафе проблема усугубляется тем, что вариативность образов значительно возросла, заставляя людей принимать симуляции или подражания за правду.
[1] Платон. Государство / пер. с древнегреч. А.Н.Егунова; вступ. ст. Е.Н.Трубецкого; коммент. В.Ф.Асмуса; примеч. А.А.Тахо-Годи. М.: Академический проект, 2015. 398 с.
[2] Столярова О.Е. Онтологические основания критики метафизики и возвращения метафизики // The Digital Scholar: Philosopher’s Lab. 2018. Vol. 1, no 2. P. 106–120.
[3] Тендряков В. Покушение на миражи // Новый мир. 1987. № 4–5. URL: http://lib.ru/PROZA/ TENDRYAKOW/pokushenie.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 13.02.2023)