Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей теория и практика
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Конституции Российской Федерации «Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Важнейшей задачей социального государства является защита отцовства, материнства и детства [2, ч.2. ст. 7]. Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Особую тревогу вызывает такое социальное явление, как сиротство детей.В последние годы проблема сиротства в России стала наиболее актуальной. Это связано с ростом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.......................................................................................................8
1.1 Основные понятия и цели социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей..............................................8
1.2 Нормативная правовая база, регламентирующая социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей............................................................................................................34
1.3 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей......40
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ СТАТУСА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ НА ПРАКТИКЕ...............................................................................48
2.1 Государственные гарантии по социальной поддержке и оказанию юридической помощи детям, оставшимся без попечения родителей............................................................................................................48
2.2 Государственная семейная политика в Российской Федерации.........53
2.3 Характеристика деятельности центра социального обслуживания населения............................................................................................................75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ
Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 14.07.2022 N 294-ФЗ
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.12.2020 N 429-ФЗ (последняя редакция)
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ
Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
«Социализация — развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому принадлежит»Социализация детей, воспитывающихся в детских домах, происходит зачастую таким образом, что совершенно не укладывается в допустимые нормы.Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей, есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать. Но в последнее время речь идет о детях-сиротах социальных или, как их часто называют в литературе, «брошенные дети». Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или лишены родительских прав из-за невыполнения своих обязанностей. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Несмотря на значительную распространенность социального сиротства, до сих пор не найдены эффективные способы, позволяющие повлиять на кризисную ситуацию и остановить распад жизненно необходимых связей между родителями и детьми. К сожалению, реальная помощь детям, находящимся в подобной ситуации фактически не оказывается.Проблемы социализации сирот отличаются особой сложностью. Для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни их в детстве, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Сложнее всего подготовить сирот за время жизни в детском доме к самостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем.