Объект преступлений против военной службы в отечественной доктрине уголовного права понятие, система и значение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что преступность среди военнослужащих обладает повышенной общественной опасностью, поскольку, нанося вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям, в то же время это отрицательное явление нарушает воинскую дисциплину и порядок прохождения военной службы.Военная служба в любых структурах, обеспечивающих безопасность нашей страны и защиту её интересов, предполагает огромное количество различных обязанностей, соблюдение которых необходимо и обязательно. Несомненно, многочисленность подобных обязанностей и их возможные нарушения влекут за собой совершение общественно-опасных преступлений, совершаемых людьми на военной службе.Необходимо отметить, что при неправильной квалификации основная цель уголовного судопроизводства при расследовании и раскрытии преступлений не будет соблюдена, поскольку может быть назначено несправедливое наказание.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………...…...….. 3
I. Теоретико-правовые основы исследования объекта преступлений против военной службы ………………………………...…………..........…...… 7
§1. Понятие объекта преступлений в доктрине уголовного права России ……………………………………….…...………………………....…..... 7
§2. Воинский правопорядок, как объект уголовно-правовой охраны: понятие, его элементы и система воинских преступлений ………...……..… 19
§3. Предмет и потерпевший, как факультативные признаки объекта воинских преступлений ……………………………………………….…….… 27
II. Влияние специфики объекта на признаки других элементов воинских преступлений …………………………………………………..…… 33
§1. Общая уголовно-правовая характеристика объективной стороны воинских преступлений, исходя из специфики их видового и непосредственных объектов ……………………………………….…….….… 33
§2. Общая уголовно-правовая характеристика субъекта воинских преступлений, исходя из специфики их видового и непосредственных объектов ……………………………………………………………………..….. 37
§3. Общая уголовно-правовая характеристика субъективной стороны преступления против военной службы, исходя из специфики их видового и непосредственных объектов …………………………………………………... 46
III. Влияние специфики объекта на квалифицирующие признаки воинских преступлений: общая уголовно-правовая характеристика …….… 56
Заключение …………………..…………………..…………………..….. 65
Список используемых источников …………………....…………..…… 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Женевская конвенция об обращении с военнопленными (принята 12.08.1949 г. Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21.04.1949 г. по 12.08.1949 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_prisoners.shtml (дата обращения: 11.11.2022).
Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml(дата обращения: 11.11.2022).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета. – 2001. – N 256. – 31 декабря.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. No 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. От 03.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. – № 22, ст. 2331.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. – № 58-ФЗ (в ред. От 23.05.2022) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. – № 22, ст. 2063.
Федеральный закон от 24.09.2022 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс, 2022.
Указ Президента РФ от 16.09.1999. – № 1237 (ред. от 14.11.2022) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. – № 13, ст. 1475.
Кроме военнослужащих субъектами исследуемых преступлений являются граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Такие лица указаны в п. 1 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», при этом состоящие в запасе отнесены к мобилизационному людскому резерву или к мобилизационному людскому ресурсу. Первые отличаются тем, что заключили специальный контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве,тем самым получив особый статус резервиста. Названные категории лиц, состоящих в запасе, могут признаваться субъектами преступлений против военной службы только тогда, когда они считаются проходящими военные сборы. Для того чтобы установить этот факт, требуется определить моменты начала и окончания военных сборов.Таким образом, такой системообразующий признак системы преступлений против военной службы, как субъект преступления, определяет, какие составы преступлений входят в эту систему. В соответствии с УК РФ в нем сочетаются две категории военнослужащих, полностью обладающих соответствующим статусом («контрактников» и «срочников»), а также категория лиц, к ним приравненных, на которых статус военнослужащих ограниченно распространяется, но не присваивается (граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов).В науке уголовного права существует мнение о необходимости расширения перечня лиц, которые могут совершать исследуемые противоправные деяния. Так, С.А. Соколов утверждает, что сотрудники МВД России, службы исполнения наказаний, члены войсковых казачьих обществ, народные ополченцы постоянно принимают участие в боевых действиях в мирное время, поэтому следует в УК РФ закрепить их в качестве субъектов преступлений против военной службы, ограничив их ответственность временем участия в противодействии незаконным вооруженным формированиям .