Образ Стамбула-Константинополя в русской литературе

Скачать курсовую работу на тему: "Образ Стамбула-Константинополя в русской литературе". В которой выявлены особенности турецкой культуры, диалогичность двух религий. Рассмотрен городской текст, как его трактовали разные исследователи, соотнесено с образом Стамбула.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
02.07.2025
Объем файла
88 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
В русской литературе Турция и ее культура занимают особенное место. Данная страна самобытна в своей истории и традициях. Это определяет понимание и присутствие существующего интереса российских писателей к восточной тематике. По мнению Бахтина история литературы неотделима от эпохи культуры, поэтому при рассмотрении образа Стамбула-Константинополя важно обратиться к исторической справке.
Стамбул до 1930 года был Константинополем, на Руси он назывался Царьград. Это город со своей уникальной судьбой, он за не одно тысячелетие изменялся большое количество раз, был столицей трех империй: Римской, Византийской и Османской, такие перемены на политическом поприще не могли не оставить свой значимый след и не пробудить исследовательский и литературный интерес. К образу города в своих произведениях обращались А.Вертинский с «Дневниками», Л.Троцкий также изложил свое мнение в «Дневниках», И.Бунин в «Тени птицы», В.Набоков «Стамбул», Н.Гумилев «Константинополь», Н.А.Тэффи «Стамбул и

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I.ПОНЯТИЕ И ОБРАЗ ГОРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7 

§ 1. Городской текст, разные трактовки и восприятие термина 7

§ 2. Образ Стамбула-Константинополя в русской литературе 10

ГЛАВА II.Стамбул-Константинополь в политическом, религиозном и культурном аспекте 25

§ 1. Культурное пространство Стамбула 25

§ 2. Политическое пространство Стамбула……………………………29

§ 3. Религиозное пространство Стамбула 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК………………………………………...36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Касумов Х. А., Джанлы Э. Турция и ориентализм в современной российской литературе: вопросы методологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turtsiya-i-orientalizm-v-sovremennoy-rossiyskoy-literature-voprosy-metodologii., С. 3

2. Аржакова, Л. М. Константинополь в "Путешествии в Стамбул" Иосифа Бродского / Л. М. Аржакова // Славяноведение. – 2021. – № 5. – С. 102-110. – DOI 10.31857/S0869544X0016877-7. – EDN SKJPAP.

3. Чиалашвили-Гордеева, Е. О некоторых аспектах художественного времени и пространства в эссе Иосифа Бродского "путешествие в Стамбул" / Е. Чиалашвили-Гордеева // Велес. – 2017. – № 11-2(53). – С. 80-89. – EDN ZWPLQF.

4. Акти, А. Турция в восприятии И. Бродского (на материале эссе "путешествие в Стамбул") / А. Акти // Ценностные ориентиры современной журналистики : Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 24–26 сентября 2014 года / под редакцией Е.К. Рева. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2014. – С. 20-23. – EDN TCLEFD.

5. Аверинцев, С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая / С. С. Аверинцев // Новый мир. – 1988. – № 7. – С. 210-220. – EDN VNPOXX.

6. Венцлова, Т. Путешествие из Петербурга в Стамбул / Т. Венцлова // И.А. Бродский: pro et contra, антология : Сборник статей / Сост. О.В. Богданова, А.Г. Степанов, предисловие А.Г. Степанов. – Санкт-Петербург : Русская христианская гуманитарная академия, 2022. – С. 194-207. – EDN EMKPPC.

7. Скобелева, А. А. Тема пространства и времени в творчестве Иосифа Бродского / А. А. Скобелева, Е. А. Скобелева // Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2019. – № 2(20). – С. 17. – DOI 10.34680/2411-7951.2019.2(20).17. – EDN ZRRTSR.

8. Касумов, Х. А. Турция и ориентализм в современной Российской литературе: вопросы методологии / Х. А. Касумов, Э. Джанлы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 1. – С. 195-197. – EDN PXUNAD.

9. Кононенко, Е. И. Турецкая мечеть: образ и бренд / Е. И. Кононенко // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2017. – № 1(55). – С. 379-390. – DOI 10.18503/1992-0431-2017-1-55-379-390. – EDN YJNDUF.

10. Серкова Вера Анатольевна Обзор научной конференции «Взаимоотношения и взаимовлияние Турции и России в истории» // Terra Linguistica. 2011. №118. С. 338-342 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-nauchnoy-konferentsii-vzaimootnosheniya-i-vzaimovliyanie-turtsii-i-rossii-v-istorii.

11. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000. С. 16

12. Павленко Л.С. МИФОЛОГИЯ ГОРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ СИМВОЛИСТОВ. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА И А. БЕЛОГО. Вестник Московского государственного областного университета. 2015;(2):27. С 2 – 11.

13. Лотман Ю.М. Символика 

У Пушкина всегда было желание увидеть войну своими глазами, принять участие в сражениях и уже в скором времени ему это удалось, он был свидетелем штурма и падения Эрзерума. Именно здесь мы встречаем первое описание города, находящегося в глубине территории Османской империи. Также автор после изучения азов азиатской торговли говорит, что «главная сухопутная торговля между Западом и Востоком производится через Арзрум», это поднимает значение города на уровень выше не только в военном, но и экономическом плане.
Кроме того политическое значение Арзрума подчеркивает тот факт, что «между Арзрумом и Константинополем существует соперничество, как между Казанью и Москвою».
В процессе своего путешествия Пушкин регулярно делал записи. Они отражали конкретные факты поездки, все увиденное и услышанное автором в пути, собственный прожитый опыт, а также размышления, разговоры с туземцами и такими же как он пут