Процесс развития эмпатии у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Проблема эмпатии - одна из сложнейших проблем в психологической науке. Неуловимость этого феномена для исследования подтверждает разнообразие в значении его сути, механизма, функции, роли эмпатии в моральном развитии личности, социальном поведении, а также альтруизме. Накопленный материал требует определенной систематизации, обобщений и дополнений. Без теории эмпатии невозможно развивать теорию личности, межличностных отношений, понять сущность человека и как общественного существа, субъекта, который само детерминирует, и трансцендентной индивидуальности. Теория эмпатии поможет в решении сложного задания психологии, которое состоит по мнению многих ученых в исследовании и понимании связей между этим миром и внешним миром существования личности, что в совокупности составляет ее целостный жизненный мир [13].
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализ категорий проблемы эмпатии у детей младшего школьного возраста
Особенности эмоционально-чувствительной сферы у детей младшего школьного возраста.
1.3 Формы и методы формирования эмпатии у детей младшего школьного возраста
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Структура и методы исследования.
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ I
2.2. Количественный и качественный анализ исследования.
Вывод 2.1
2.2 Программа развития эмпатии у детей младшего школьного возраста
ВЫВОДЫ 2.2
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования эмпатии у детей младшего возраста.
ВЫВОДЫ 2.3
ВЫВОД ПО РАЗДЕЛУ IIРАЗДЕЛ ІІІ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Условия целенаправленного формирования способности к эмпатии у младших школьников
3.2. Особенности коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
В отечественной психологии создан достаточно обоснованный исторический обзор зарубежных исследований эмпатии Т. П. Гавриловой [13]. В продолжение последних лет он был дополнен обзором исследования эмпатии в рамках личностного центрального подхода, в контексте социально-психологической эмпатии и определения основных положений в изучении этого явления. После классической работы Т. П. Гавриловой появился ряд новых исследований эмпатичных явлений не только в зарубежной, но и в отечественной психологии. Л. П. Журавлева пополнила упомянутые взгляды, систематизировала разные подходы к решению проблем эмпатии и наметила некоторые перспективы их дальнейшего исследования. Т. П. Гаврилова говорит: «Перед исследователями стоит задание – создание теории эмпатии, проникновение в ее природу, анализ функции эмпатии в жизни человека, изучение генезиса эмпатии и условий ее формирования» [13].Понятие «эмпатия» упоминается еще философами – стоиками. Под ним стоичная философия понимала духовную объективную общность всех вещей, через которую люди сочувствуют друг другу. При том серьезные исследования эмпатии были основаны лишь в XIX столетии в Европе в лоне философских дисциплин – этики и эстетики. Этики называли понятие симпатией, сочувствием [31].