Проблемы при защите государственной тайны и возможные пути их решения
ВВЕДЕНИЕ
Государственная безопасность всегда была ключевой задачей правоохранительных органов в нашей стране.У государств всегда были тайны, а без условий защиты государственной тайны об этом и говорить смысла нет.Информационная безопасность была, есть и будет условием успешного обеспечения безопасности государства, а учитывая, насколько информационные технологии, в том числе военные технологии, вошли в наше общество, информационная безопасность является залогом обеспечения общественной безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Неотъемлемой частью охраны являются уголовные законы, охраняющие государственную тайну, которыми владеют различные правоохранительные органы, военнослужащие Минобороны России, дипломатические должностные лица.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................................................................2
Глава 1. История и понятие государственной тайны в Российской Федерации и её защита..............................................................................................................................2
§ 1.1 История появления института государственной тайны в России и развитие методов её защиты..........................................................................................................2
§ 1.2 Понятие защиты государственной тайны и его содержание, органы, уполномоченные в сфере защиты государственной тайны......................................23
Глава 2. Преступления в сфере государственной тайны, их квалификация и уголовная ответственность за их совершение...........................................................37
§ 2.1 Государственная измена и шпионаж, уголовная ответственность за их совершение....................................................................................................................37
§ 2.2 Разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих государственную тайну, уголовная ответственность за их совершение.................44
§ 2.3 Преступления против основ конституционного строя Российской Федерации и её безопасности, уголовная ответственность за их совершение...........................54
Глава 3. Проблемы при защите государственной тайны и возможные пути их решения..........................................................................................................................80
§ 3.1 Проблемы при осуществлении уголовно-правовой защиты государственной тайны..............................................................................................................................80
§ 3.2 Возможные пути решения выявленных проблем.............................................................................................
Заключение....................................................................................................................87
Список используемой литературы..............................................................................91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)).
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) //
3. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1
4. Федеральный Закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об архивном деле В Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 01.10.2004) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 201, 27.10.2004;
5. Федеральный Закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 104, 02.06.1998;
6. Федеральный Закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О федеральной службе безопасности" (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269;
7. Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.12.2005) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349;
8. Федеральный закон "О внешней разведке" от 10.01.1996 N 5-ФЗ
9. Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 05.11.2020) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"
10. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"
11. Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346 "О Государственной программе обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы"
Государственная тайна является одним из важных элементов государственного управления и имеет политическую связь, поскольку является неотъемлемым признаком осуществления негосударственных полномочий. .Появление первых специалистов-криптографов в России относится к 1549 г. - моменту создания Посольского приказа, осуществлявшего общее руководство внешней политикой страны. Начиная с простой логики о том, что криптография используется для защиты конфиденциальной информации и что дипломатия всегда обеспечивает конфиденциальность, развитие дипломатических шифров прямо отражает существование в то время государственной тайны в этой области государственных дел.Развитие отечественного законодательства о защите государственной тайны можно разделить на три этапа. Первый этап можно охарактеризовать как время, когда разглашение государственной тайны не было законодательно закреплено (до XVI в.). Особенностью выражается в отсутствии понимания государственной тайны и ее основных элементов в рамках законодательства.В 1912 году в России был принят самый передовой в Европе закон, регулирующий защиту государственной тайны, а также защиту от шпионажа. Этот акт гласит: «Внести поправки в существующие законы, касающиеся государственной измены и государственной измены в мирное время». Изменена диспозиция статей Уголовного кодекса, а также расширено понятие государственной измены, было введено несколько новых наказаний, устанавливающих уголовную ответственность за отдельные виды государственной измены.