Взаимосвязь мотивации достижения с личностным адаптационным потенциалом у военнослужащих
Введение.
Проблематика адаптации в воинских коллективах всегда будет являться актуальной и востребованной, особенно в настоящее время при проведении СВО. Основной поток людей, поступающих на военную службу по призыву или по мобилизации в ходе специальной военной операции (СВО) – обычные граждане, не имеющие представлений о современной армии и ее учебно-боевой и боевой деятельности. В то время, как воинские подразделения представляют собой совершенно иную среду, где военнослужащий попадает в условия, требующие от него дисциплины, организованности, подчинения и реализации совершенно новых социальных ролей.Правильное протекание адаптации напрямую влияет на благоприятный психологический климат в подразделении, его сплоченность и оказывают существенное влияние на психологическое состояние военнослужащих. Особенностью данного процесса является индивидуальные особенности личности, а также наличие специальных и функциональных обязанностей.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методическое обоснование изучения взаимосвязи мотивации достижения с личностным адаптационным потенциалом у военнослужащих.………..……………………………………………………..10
1.1. Подходы отечественной и зарубежной психологической науки к понятию «личностный адаптационный потенциал»……………………………………..10
1.2 Мотивации достижения как феномен психологической науки……………22
1.3. Психологические аспекты взаимосвязи мотивации достижения с личностным адаптационным потенциалом у военнослужащих………………31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации достижения с личностным адаптационным потенциалом у военнослужащих………………34
2.1. Организация эмпирического исследования взаимосвязи мотивации достижения с личностным адаптационным потенциалом у военнослужащих 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи мотивации достижения с личностным адаптационным потенциалом у военнослужащих 40
2.3. Практические рекомендации……………………………………………….68
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы………………………………………………………………78
Список литературы
1. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структураи механизмы : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1987.
2. Практическая психодиагностика: Методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2004.
3. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения : учеб. пособие. М., 2006.
4. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
5. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2003.
7. Лукина В. С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопр. психологии. 2004. № 5.
8. Осницкий А. К., Бякова Н. В., Истомина С. В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопр. психологии. 2009. № 1.
9. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография. Улан-Удэ, 2004.
Знание психологических факторов, обеспечивающих успешность адаптации военнослужащего и успешность его деятельности, позволит более дифференцированно построить систему психологического сопровождения на начальном этапе его пребывания в воинской части. От успешности адаптации зависит дальнейшее благополучие военнослужащего и способность им выполнять задачи по предназначению.А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способности человека, назвав его личностным адаптационным потенциалом.Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) – это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. [ ]Адаптационные способности, по его мнению, обеспечивают нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться.Согласно А.Г. Маклакову, данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики: нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности, опыт социального общения. [ ]