Система юридических лиц по законодательству Республики Беларусь

Скачать дипломную работу на тему: "Система юридических лиц по законодательству Республики Беларусь". В которой исследованы некоммерческие организации; выявлены перспективы совершенствования законодательства о юридических лицах.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.05.2025
Объем файла
230 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА1.1 Понятие и признаки юридического лицаУчастниками гражданских правоотношений являются «не только физические лица (граждане), но и юридические лица – организации, специально созданные для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот носит материальный, товарный характер, в нем могут участвовать только независимые владельцы товара, обладающие собственным имуществом. Следовательно, юридические лица должны обладать своей собственностью отдельно от имущества их создателей (учредителей, участников). С этим имуществом они будут нести ответственность перед своими кредиторами (контрагентами)» [30, с. 76].
В соответствии со ст. 36 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право на свободу объединений [1]. Понятие юридического лица определено в ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь) [2]. Так, юридическим ли

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ 3

РЕФЕРАТ 4

ВВЕДЕНИЕ 7

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 9

1.1 Понятие и признаки юридического лица 9

1.2 Существующие подходы к определению сущности юридического лица 14

ГЛАВА 2 КРИТЕРИИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 20

ГЛАВА 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 28

3.1 Коммерческие организации 28

3.2 Некоммерческие организации 34

ГЛАВА 4 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.). – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. – 80 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. от 3 января 2023 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 15 дек. 1998 г. №219-З: принят Палатой представителей 11 ноябр. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 26 ноябр. 1998 г.: в ред. 27.05.2021 г. // КонсультантПлюс. Беларусь. Технология Проф / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

4. О крестьянском (фермерском) хозяйстве [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 18 февраля 1991 г., № 611-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 11 октября 2022 г., № 210-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

5. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в Республике Беларусь) [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 25 февраля 2002 г., № 93-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г., № 101-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

6. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 12 декабря 2013 г., № 94-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 275-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

7. О хозяйственных обществах: [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 9 декабря 1992 г., № 2020-XІІ в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2017 г., № 52-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

8. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь, 16 января 2009 г., № 1: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г., № 151 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

9. Об утверждении Положения о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 5 февраля 2009 г., № 154: в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 799 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

II Специальная Литература

10. Авилов, Г.Е. Юридические лица в современном российском гражданском праве / Г.Е. Авилов // Вестник гражданского права. Научный журнал. – М.: ООО «Издат. дом В. Ема», 2006. – № 1: Т. 6. – С. 14-25.

11. Андреев, В.К. Гражданский кодекс Республики Беларусь и новейшее законодательство / В.К. Андреев // Государство и право. – 1996. – № 4. – С. 110-117. 

12. Андреев, В.К. Современное понимание юридического лица / В.К. Андреев // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2015. – № 2 (3) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-ponimanie-yuridicheskogo-litsa. Дата доступа: 03.04.2023.

13. Аскназий, С.И. Об основаниях правовых отношений между государственными социалистическими организациями (К проблеме юридического лица в советском гражданском праве) / С.И. Аскназий// Ученые записки Ленинградского юридического института. – М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. – Вып. 4. – С. 5-47.

14. Белов, В. А. Гражданское право : в 4 т. / В. А. Белов. – Т.1 – М. : Юрайт, 2018. – 403 с. 

15. Боброва, В.В. Конструкция вида юридического лица: Статья (по состоянию на 03.04.2023) // Статья // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

16. Бодяк, Н.Е. Некоммерческие юридические лица в гражданском праве / Н.Е. Бодяк; Учреждение образования 

В большинстве случаев «имеет место добровольная реорганизация юридического лица, основанием которой является решение собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Отнесение добровольной реорганизации к юридическим актам не вызывает сомнения, так как совершаются эти действия сугубо по воле соответствующих субъектов, принимающих решение о ее проведении.
Говоря же о принудительной реорганизации, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательными актами, по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда, следует отметить, что и данный вид действия следует относить к юридическим актам, несмотря на отсутствие воли на проведение реорганизации у самого юридического лица. Здесь во внимание следует принимать волю органа, принявшего решение о реорганизации по основаниям, предусмотренным законодательными актами, с целью защиты прав и законных интересов иных субъектов гражданского правоотношения» [32, c. 8].
Учитывая деление юридических актов на административные акты и сделки, необходимо определить, к какой из этих разновидностей юридических актов относится реорганизация юридического лица.
Как справедливо отмечает А.П. Сергеев, «административные акты всегда совершаются с намерением вызвать соответствующие административно-правовые последствия. Поэтому большинство административных актов является основанием административных правоотношений и не принадлежат к числу гражданско-правовых юридических фактов. Вместе с тем некоторые административные акты совершаются с намерением вызвать не только административные, но и гражданско-правовые последствия» [43, с. 105].
К последним, представляется, можно отнести случаи принудительной реорганизации юридического лица, которая может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.
Такие случаи предусмотрены, например