Совершенствование налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков
Введение
Актуальность темы исследования. Обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства. Решение этой задачи связывается в настоящее время с налоговым администрированием.Повышение уровня налогового администрирования в настоящее время определено как важное направление налоговой политики, как потенциальный резерв дальнейшего снижения налогового бремени, обеспечения равенства конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков и снижения издержек, связанных с функционированием налоговой системы.Совершенствование налоговой системы Российской Федерации направлено на формирование оптимальных отношений между бизнесом и государством. Важнейшим направлением этой работы является улучшение качества налогового администрирования налогоплательщиков.
Введение. 2
1. Крупнейшие налогоплательщики и их роль в налоговой системе Российской Федерации. 5
1.1. Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков.
1.2. Информационная база налогового контроля крупнейших налогоплательщиков. 10
1.3 Значение крупнейших налогоплательщиков для формирования бюджета Российской Федерации. 17
2. Анализ эффективности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков на примере Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5. 22
2.1 Методы проведения предпроверочного анализа крупнейших налогоплательщиков 22
2.2. Общие показатели контрольной работы Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5. 31
2.3. Анализ выездных и камеральных налоговых проверок. 34
3. Совершенствование налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. 41
3.1. Основные проблемы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков металлургической отрасли. Совершенствование законодательной базы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. 41
3.2. Налоговый мониторинг, как новая форма налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. 51
3.3. Адаптация зарубежного опыта налогового администрирования в Российской Федерации: риск - ориентированный подход налогового администрирования; введение института предварительного налогового контроля (tax ruling). 62
Заключение. 72
Список использованной литературы.. 79
Список использованной литературы
Нормативно правовые акты:
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Инфра-М, 2014. – 200 с.;
Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Норматика, 2014. – 240 с.;
Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2014. – 583 с.;
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации";
Приказ МНС РФ от 16 апреля 2004 г. N САЭ-3-30/290 "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении Критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Федеральной налоговой службы от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@ "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2010 г. N ММ-7-2/161 "О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@";
Приказ Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2014 г. N ММВ-7-6/513@ "О порядке формирования и ведения справочника крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации";
Приказ Федеральной налоговой службы от 31 июля 2014 г. N ММВ-7-6/398@ "Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи";
Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (с изменениями и дополнениями);
Письмо Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2014 г. N ГД-18-3/1705@ О направлении информации о ходе реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования";
В настоящее время, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в России насчитывается около 2,5 тыс. налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, из них более 500 являются так называемыми компаниями федерального уровня, то есть считаются особо крупными. В сумме эти предприятия, составляющие менее 0,1% от общего числа зарегистрированных налогоплательщиков, обеспечивают более 50% налоговых поступлений в бюджет . Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, контролирующие расчет и уплату налогов, обеспечивают качественное обслуживание крупнейших налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и, следовательно, рост доходов государства. Каждый год контрольным управлением ФНС России составляется список крупнейших налогоплательщиков, который постоянно меняется, так, организации, не подпадающие под установленные ФНС России критерии, исключаются из данного списка. После исключения из списка такие организации продолжают считаться крупнейшими налогоплательщиками в течение трех лет. При постановке на учет крупнейшего налогоплательщика ему присваивается новый код причины постановки на учет (КПП). Крупнейший налогоплательщик в отличие от обычного налогоплательщика имеет два КПП, полученные по разным основаниям. Первый КПП ему присваивается при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения, а второй - при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Далее при постановке на учет вносятся данные в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) и выдается организации «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика», в котором указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, он не меняется до ликвидации организации), новый КПП и код из Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО)).