Уголовно-правовая защита государственной тайны
Введение
В нашей стране всегда одним из основных направлений деятельности органов государственной власти является государственная и информационная безопасность.Во все времена у государств были свои тайны и без уголовно-правовых норм вести речь о защите государственной тайны просто не имеет смысла.Информационная безопасность является одним из условий успешного обеспечения государственной безопасности, а учитывая насколько сильно информационные технологии вошли в наше общество, в том числе и военным, информационная безопасность также является залогом обеспечения общественной безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Неотъемлемой частью защиты является уголовное законодательство, охраняющее государственную тайну, обладателями которой являются сотрудники различных правоохранительных ведомств, военнослужащие Министерства обороны Российской Федерации, дипломатические работники.
Введение
Глава 1. История и понятие государственной тайны в Российской Федерации и её защита:
1.1 История появления института государственной тайны в России и развитие методов её защиты.
1.2 Понятие защиты государственной тайны и его содержание, органы, уполномоченные в сфере защиты государственной тайны.
Глава 2. Преступления в сфере государственной тайны, их квалификация и уголовная ответственность за их совершение:
2.1 Государственная измена и шпионаж, уголовная ответственность за их совершение.
2.2 Разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих государственную тайну, уголовная ответственность за их совершение.
2.3 Преступления против основ конституционного строя Российской Федерации и её безопасности, уголовная ответственность за их совершение.
Глава 3. Проблемы при защите государственной тайны и возможные пути их решения:
3.1 Проблемы при осуществлении уголовно-правовой защиты государственной тайны.
3.2 Возможные пути решения выявленных проблем.
Заключение
Список используемой литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)). 2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) //
3. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1
4. Федеральный Закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. от 04.12.2006) "Об архивном деле В Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 01.10.2004) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 201, 27.10.2004;
5. Федеральный Закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 06.01.2007) "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 104, 02.06.1998;
6. Федеральный Закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О федеральной службе безопасности" (принят ГД ФС РФ 22.02.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 10.04.1995, N 15, ст. 1269;
7. Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.12.2005) "Об оперативно-розыскной деятельности" (принят ГД ФС РФ 05.07.1995) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349;
8. Федеральный закон "О внешней разведке" от 10.01.1996 N 5-ФЗ
9. Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 05.11.2020) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации"
10. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"
11. Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346 "О Государственной программе обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы
Государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, т.к. является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий.Появление в России первых специалистов-тайнописчиков, находящихся на государственной службе, следует отнести к 1549 г. - к моменту образования Посольского приказа, осуществлявшего общее руководство внешней политикой страны <1>. Если исходить из простой логической посылки, что тайнопись применяется для защиты секретной информации, а дипломатия всегда довлеет к приватности, то развитие дипломатических шифров прямо свидетельствует о наличии государственных секретов в данной сфере государственной деятельности уже в тот период.Развитие отечественного законодательства по поводу охраны государственной тайны можно разделить на три этапа. Первый этап можно охарактеризовать как время правовой несформированности института государственной тайны (до XVI вв.). Особенностью данного периода является, то, что законодательное понятие государственной тайны и его основных элементов отсутствует.