Развитие трудовых навыков у лиц с ОВЗ и инвалидностью
ВВЕДЕНИЕ
В современной России активно идет процесс гуманизации отношения государства и общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), расширяются аспекты их интеграции в разные сферы социальной и экономической жизнедеятельности страны.Получение лицами с ОВЗ и инвалидностью общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью необходима комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ…………………………………………………….
1.1. Психологические особенности социального взаимодействия лиц с ОВЗ и инвалидностью……………………………………………………………………
1.2. Психолого-педагогические условия для формирования трудовых навыков у лиц с ОВЗ и инвалидностью……………………………………………………..
1.3. Основные направления коррекционной работы в сфере развития трудовых навыков для всех категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью…………
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ.....................................................................................
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ……………
2.1. Реализация проекта трудовых мастерских в АНО «Луч Надежды»……….
2.2. Диагностика формирования трудовых навыков у лиц с ОВЗ и инвалидностью…………………………………………………………………….
2.3. Анализ результатов диагностики формирования трудовых навыков у лиц с ОВЗ и инвалидностью……………………………………………………………
2.4. Методические рекомендации по формированию трудовых навыков у лиц с ОВЗ и инвалидностью……………………………………………………………
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ............................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Антонов, В. А. Социальная работа с инвалидами / В. А. Антонов // СПб.: Питер, 2012. – 201 с.
3. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 218 с.
4. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина // – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
5. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]: Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года/http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (дата обращения: 01.12.2022).
6. Елецкая, О. В, Матвеева, М. В., Логинова, Е. А. Специальная педагогика / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Е. А. Логинова. – Учебное пособие с практикумом для вузов. М.: Владос, 2019. – 478 с.
7. Левитов, Н. Д. Психология труда [Текст] / Н. Д. Левитов. Москва: Учпедгиз, 1963. – 340 с.
8. Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 236 с.
9. Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Михальчи. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 177 с.
10. Пряжников, Н. С., Румянцева, Л. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся / Н. С., Пряжников, Л. С. Румянцева. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
11. Пряжникова, Е. Ю., Пряжников, Н. С. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М.: Academia, 2013. – 496 с.
12. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. – Москва: Издательство НПО «Модэк», 2002. – 392 с.
13. Пчелинова, В. В. Формирование представлений о мире профессий в профконсультировании [Текст]: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / В. В. Пчелинова. – М., 2011. – 235 с.
Социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения).Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье. Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении. Этапы социализации соотносятся с возрастных периодизаций жизни человека. В социальной психологии выделяются две основные модели инвалидности: медицинская и социальная. В медицинской модели обращается внимание в первую очередь на заболевание, зависимость больного человека от общественного окружения.