Защита прав потребителей в судебном порядке: актуальные вопросы и практика применения в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современных условиях защита прав потребителей является одной из наиболее актуальных проблем в Российской Федерации. Потребители сталкиваются с нарушением их прав на ежедневной основе, а правомерность их действия зачастую вызывает сомнения у продавцов.
Несмотря на существующий законодательный инструментарий, проблема защиты прав потребителей в судебном порядке остается нерешенной. Правовая практика показывает, что потребители часто не имеют достаточных знаний и навыков для защиты своих прав в суде. Нередко также случается, что судебная практика не удовлетворяет потребностям потребителей в полноценной защите их прав.
Защита прав потребителей в судебном порядке является одним из важнейших аспектов правовой системы Российской Федерации. Потребители могут обратиться в суд в случае нарушения их прав магазином, фирмой, производителем товаров или услуг. Самой распространенной формой защиты прав потребителе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» 5
1.1. Основные понятия Закона «О защиты прав потребителей» 5
1.2. Основные права потребителей 13
1.3. Способы и формы защиты прав потребителей 18
2. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 25
2.1. Судебная защита прав потребителей 25
2.2. Основные этапы подачи искового заявления в судебное учреждение 27
2.3. Рассмотрение исковых заявлений о защите прав потребителей 33
3. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА 39
3.1. Анализ судебной практике по продаже товара ненадлежащего качества, находящегося в залоге 39
3.2. Анализ судебной практике по оказанию услуги ненадлежащего качества 45
3.3. Анализ судебной практике по продаже товара ненадлежащего качества 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Ст. 33 – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Ст. 46 – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) Ст. 502. «Обмен товара» – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) Статья 151. Компенсация морального вред – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) Статья 208. Требования, на которые исковая давность не распространяется – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) Статья 126. Порядок вынесения судебного приказа – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) Статья 29. Подсудность по выбору истца – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
8. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) Статья 91. Цена иска – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
9. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 26.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) Статья 117. Надлежащее извещение – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция) – Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
11. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"– Доступ из справочно-паровой системы КонсультантПлюс.
12. Закон РФ от 07.0
Досудебная подача претензии об устранении нарушений прав потребителя обязательна по спорам, связанным, в частности: с предоставлением некачественного туристского продукта туроператором; неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи.
Договорное условие о соблюдении досудебного порядка урегулирования потребительского спора, если такой порядок не установлен законом, является ничтожным.
Несоблюдение правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления или оставления иска без рассмотрения.
В любом случае, если нарушитель не удовлетворил законные претензии, предъявленные до обращения в суд, с него взыскивается