Выявление перспектив антикризисного развития таможенно-тарифного регулирования и основных направлений оптимизации внешнеэкономической деятельности ПАО Газпром
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена ростом геополитической напряженности, введением санкций основными торговыми партнерами России против ключевых секторов российской экономики, дискриминацией и ограничением возможностей российских экспортеров на внешних рынках. Перечисленные вызовы выводят на первый план вопрос влияния таможенно-тарифного регулирования на внешнеэкономическую деятельность нефтегазового комплекса.
Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных инструментов, с помощью которых государство регулирует внешнеэкономическую деятельность. Регулирование государствами международно-правовой природы внешней торговли посредством таможенно-тарифных механизмов создает обязательства международно-правового характера для государств, которые могут координировать и направлять внешнеторговую деятельность участников внешних экономических отношений, соблюдать правила таможенного регулирования частного экономического интереса и нормировать «внешнюю» направленность таможенно-та
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО КРИЗИСА 6
1.1 Сущность таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности компаний нефтегазового комплекса 6
1.2 Организация внешнеэкономической деятельности компаний нефтегазового комплекса с учётом изменений во внешнеторговом и таможенном регулировании в рамках санкционных ограничений 13
1.3 Цифровизация таможенного регулирования, как упрощенный режим в рамках санкционного кризиса 19
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ГАЗПРОМ» 25
2.1 Финансово-экономический анализ деятельности ПАО «Газпром» 25
2.2 Оценка внешнеэкономической деятельности ПАО «Газпром» 32
2.3 Анализ влияния таможенно-тарифного регулирования на внешнеэкономическую деятельность ПАО «Газпром» 36
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАО «ГАЗПРОМ» В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ 46
3.1 Негативные последствия антироссийских санкций для компаний нефтегазового комплекса и направлениях их парирования 46
3.2 Вызовы для ПАО «Газпром» на мировом рынке природного газа и основные направления оптимизации внешнеэкономической деятельности компании в условиях санкций 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года: решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_215315/
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/62de6eae95a59b101c046143d08662125b1b4032/
5. Аксютин О. Е., Ишков А. Г., Романов К. В., Грачев В. А. Роль природного газа в реализации целей устойчивого развития // Газовая промышленность. 2021. № 7. С. 102–114.
6. Андреев А. А., Радичке Д. М. Стратегическое управление: учеб. пособие. Омск: Изд-во Омского аграрного университета, 2022. 160 с.
7. Арбатов А.А., Грицевич И. Г. Роль потребления в формировании минерально-сырьевой базы страны: обзор // Экономика минерального сырья и геологоразведочных работ. М.: Геоинформмарк, 2018. 334 c.
8. Бакаева О.Ю. Посттаможенный контроль в ЕАЭС в условиях цифровизации таможенных отношений: правовые вопросы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2019. № 2 (37) С.142-150.
9. Белонин М. Д., Назаров В. И. Стоимостная оценка запасов как основа рентной системы налогообложения в нефтяной промышленности // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2023. № 4. С. 18–23.
10. Болданова Е. В. Зависимость финансового состояния компаний нефтегазового комплекса от внешних факторов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 3 (36). С. 75–78. URL: http://doi.org/10.26140/anie-2021-1003-0016
11. Боровский Ю. В., Шишкина О. В. Приоритетные цели энергетической политики ЕС // Современная Европа. 2021. № 3. С. 117–127. URL: http://doi.org/10.15211/soveurope32021117127
12. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 2020. 296 с.
13. Голубева Т.В., Стадник Я. В. Россия и санкции // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 223–226.
14. Долгов С.И., Савинов Ю.А., Кириллов В.Н., Тарановская Е.В. Возможности противодействия санкциям в международной торговле / Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 4. С. 36-54
15. Ершова Е. В. Ценообразование на сжиженный природный газ как фактор глобализации мировой торговли пр
Сценарий развития внутреннего рынка потребления углеводородного сырья предусматривает рост внутреннего потребления энергоресурсов во всех сферах национальной экономики, обеспечивающий повышение социальных гарантий и энергетической безопасности РФ. Кроме того, отдельным принципиальным направлением использования углеводородного сырья, выпадающего из внешнеторгового баланса, является развитие новых направлений энергетики, нефтегазохимической промышленности, водородной энергетики, энергоемкой черной и цветной металлургии и др. Преимуществом данного пути развития является возможность организации экспортных поставок из России продукции, которая обладает более высокой, чем нефть и газ, потребительской стоимостью. Кроме того, следует отметить, что наличие в России уже функционирующих кластеров энергоемких секторов нефтегазохимической и металлургической промышленности (чего в полном масштабе нет в других энерго- и ресурсопроизводящих странах) является конкурентным преимуществом на международном энергетическом рынке разделения труда. Отдельным направлением развития может стать разработка и выпуск новой продукции нефтегазохимии на экспорт, однако в этом случае следует проработать вопрос об импортозамещении существующих технологических объектов глубокой переработки углеводородных ресурсов.
Сценарий формирования логистических и инфраструктурных связей с независимыми альтернативными потребителями отечественного углеводородного сырья. Основным наиболее вероятным вариантом развития событий рассматривается переориентация на восток, а именно реализация продукции нефтегазового сектора в Китае и Индии. Однако существующая трубопроводная система в указанные страны не позволяет увеличить уровень поставок энергоресурсов, поскольку китайский участок нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан загружен на максимальную мощность, и, как следствие, понадобится прокладка дополнительного трубопровода. В случае газа, то в соответствии с контрактными условиями и технологическими особенностями газ, перекачиваемый в Китай по газопроводу «Сила Сибири», выйдет на максимальную мощность к 2025 г. При рассмотрении Индии в качестве альтернативного рынка энергоресурсов прокладка магистрального трубопровода осложнена геополитическими трудностями, а именно необходимостью задействования недр