Административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, общество сталкивается с различными угрозами, причиной которых являются чрезвычайные ситуации. Для обеспечения безопасности и защиты граждан важно соблюдать нормы и правила по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Несоблюдение, а равно и нарушение этих требований влечет за собой серьезные последствия, а также угрожает жизни и здоровью людей, а также окружающей среде.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обеспечение безопасности граждан и государства является одной из главных функций государства. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций является неотъемлемой частью этой функции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 № Указ Президента Российской Федерации от 05.10.2022 № 710 «Об опубликовании текста Конституции Российской Федерации с изменениями» // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2022 г. - Ст. 0001202210060013 с изм. и допол. в ред. от 05.10.2023.
- Закон Российской Федерации «Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»« от 30.05.2001 № 3-ФКЗ // СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - 2001 г. - № 23 от 4 июня 2001 г. - Ст. 2277 с изм. и допол. в ред. от 03.07.2016.
- Закон Российской Федерации «Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера»« от 21.12.1994 № 68-ФЗ // СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - 1994 г. - № 35 от 26 декабря 1994 г. - Ст. 3648 с изм. и допол. в ред. от 04.11.2022.
- Закон Российской Федерации «Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»« от 30.03.1999 № 52-ФЗ // СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - 1999 г. - № 14 от 5 апреля 1999 г. - Ст. 1650 с изм. и допол. в ред. от 04.11.2022.
- Закон Российской Федерации «Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»« от 21.11.2011 № 323-ФЗ // СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - 2011 г. - № 48 от 28 ноября 2011 г. - Ст. 6724 с изм. и допол. в ред. от 28.04.2023.
- Закон Российской Федерации «Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»« от 30.12.2001 № 196-ФЗ // СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - 2002 г. - № 1 от 7 января 2002 г. - Ст. 2 с изм. и допол. в ред. от 04.02.2001.
Такие спорные ситуации требуют комплексного рассмотрения и учета всех существующих норм и правил. Они подчеркивают необходимость квалифицированного правового анализа и экспертного мнения для принятия верного решения о характере правонарушения.
В системе права, ограничивающей нарушения норм и правил предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), имеется разграничение между административной и уголовной ответственностью. Это различие имеет цель обеспечить эффективную борьбу с ЧС и поддержку общественной безопасности.
Административная ответственность применяется при нарушениях, которые не вызывают серьезных последствий или не причиняют непосредственного ущерба жизни, здоровью или имуществу других людей. Такие нарушения, как правило, связаны с нарушениями правил безопасности или невыполнением процедур предупреждения и ликвидации ЧС. Административная ответственность может включать наложение штрафов, выдачу предупреждений, лишение специальных разрешений или лицензий, а также другие административные меры.
С другой стороны, уголовная ответственность применяется в случаях серьезных нарушений, которые наносят значительный ущерб жизни, здоровью или имуществу людей. Это включает в себя неосторожное или умышленное причинение вреда, нарушение правил безопасности, мошенничество, коррупцию или другие преступления, связанные с ЧС. Уголовная ответственность может привести к проведению судебного разбирательства, аресту, наложению штрафов, лишению свободы или другим санкциям, предусмотренным уголовным законодательством.
Разграничение между административной и уголовной ответственностью основано на принципе соразмерности наказания и учете степени опасности и характера совершенного нарушения. Это позволяет судебной системе применять различные меры воздействия в зависимости от характера нарушения и защищать интересы общества, обеспечивая справедливость и эффективность правоприменительных мер.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим и устанавливающим основные требования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[1].
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
[1] Закон Российской Федерации "Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера"" от 21.12.1994 № 68-ФЗ // СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - 1994 г. - № 35 от 26 декабря 1994 г. - Ст. 3648 с изм. и допол. в ред. от 04.11.2022.