Прокурорский надзор за исполнением законодательства об образовании
Введение
Более десяти лет назад в России была сформулирована стратегическая цель государственной политики в области образования, обозначенная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних при организации образовательного процесса свидетельствует о том, что надзор в данной сфере всегда был и останется приоритетным, в особенности обеспечение общедоступного и бесплатного образования.
Содержание
Введение.........................................................................................................................3
Глава 1. Нормативная основа осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании, предмет, объекты надзора, правовые средства, полномочия прокурора в указанной сфере…...........................6
Глава 2. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании.........…………………………………….……....13
Глава 3. Прокурорский надзор за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование»..........................................35
Заключение……………………………………………………………………….…..49
Библиографический список…………………………………….…...........................51
список
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст.4472.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 // «Законность», № 2, 2008.
Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.03.2019 № 192 // «Законность», № 5, 2019.
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18.09.2020 № 21/1-06д-2020 «О соблюдении прав обучающихся при организации образовательного процесса в условиях новой коронавирусной инфекции» // Генеральная прокуратура Российской Федерации
Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 20.05.2020 № 21/1-06д-2020 «О соблюдении прав обучающихся при организации дистанционного обучения» // Генеральная прокуратура Российской Федерации
Обзор практики прокурорского надзора за исполнением законодательства при подготовке школ к началу учебного года и соблюдением прав детей при организации образовательного процесса от 02.11.2020 № 21/1-06-2020 // Генеральная прокуратура Российской Федерации
Указание прокурора Удмуртской Республики № 45/7 от 14.05.2019 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» // Прокуратура Удмуртской Республики
Под нормативной основой осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании следует понимать взаимосвязанную совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих цели и задачи, предмет прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, полномочия прокурора, средства выявления нарушений закона и меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за исполнением законодательства об образовании на основании Конституции РФ, федерального законодательства, в частности Закона о прокуратуре, Федерального закона об образовании, международных правовых актов, с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, Верховного Суда РФ, а также в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и Приказом Генерального прокурора РФ от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов».Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование . В соответствии со статьей 72 Основного Закона вопросы образования относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Данные конституционные положения получают свое развитие в федеральном законодательстве, главным образом в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), устанавливающем, в частности, распределение полномочий по обеспечению конституционного права на образование между органами государственной власти двух уровней.