Образ социального предпринимательства в отражении массмедиа и восприятии жителей Свердловской области
ВВЕДЕНИЕ
В России закон, официально закрепивший понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» был принят только в 2019 году, хотя сама практика открытия последних имеет более давнюю историю. На протяжении двух десятилетий идея о необходимости развития сферы социального бизнеса постепенно получала свое распространение, в том числе и потому, что существовало большое количество успешных примеров создания социальных предприятий, помогающих разрешать социальные проблемы местных сообществ за рубежом.
И если в 2020 году в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства числилось более 6,3 тысяч организаций, то апрельский срез данных Федеральной налоговой службы зафиксировал нахождение там уже более 8,6 тысяч зарегистрированных социальных предприятий.
Однако представители экспертного общества считают, что социальный бизнес развивается в стране медленно, что обуславливается, в том числе, и низким уровнем информированности о нем населения. Так не ра
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению понятий образ и массмедиа 7
1.1. Характеристика понятия «образ» 7
1.2. Массмедиа: определение и типология 12
Глава 2. Теоретические основы изучения социального предпринимательства 18
2.1. Социальное предпринимательство: определение и характеристики 18
2.2. Научная рефлексия образа социального предпринимательства 28
Глава 3. Социальное предпринимательство в массмедиа и восприятии жителей Свердловской области 41
3.1. Анализ публикаций о социальном предпринимательстве в массмедиа 41
3.2. Анализ представлений жителей Свердловской области о социальном предпринимательстве 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"» // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/ (дата обращения: 15.02.2023 г.).
2. Закон Российской Федерации N 2124-1 от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации» // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/ (дата обращения: 19.05.2023 г.).
3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 17.05.2011 г. N 223 «О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» // СПС «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/12187872/ (дата обращения: 01.02.2023 г.).
4. Агентство социальной информации [Электронный ресурс] – URL: https://www.asi.org.ru/ (дата обращения: 15.02.2023 г.).
5. Администрация Ачитского городского округа [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/public212310676 (дата обращения: 20.04.2023 г.).
6. Администрация Бисертского городского округа [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/bisert_go (дата обращения: 20.04.2023 г.).
7. Администрация городского округа Дегтярск [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/nashdegtyarsk (дата обращения: 20.04.2023 г.).
8. Администрация Каменск-Уральского [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/ku_pressa (дата обращения: 20.04.2023 г.).
9. Артемовский городской округ [Электронный ресурс] – URL: https://artemovsky66.ru/ (дата обращения: 20.04.2023 г.).
10. Артемовский городской округ [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/club203659889 (дата обращения: 20.04.2023 г.).
11. Асбест - новости, события, факты [Электронный ресурс] – URL: https://asbest-gid.ru/ (дата обращения: 20.04.2023 г.).
12. Баталина, М. Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М.Л. Баталина, А.А.Московская, Л.Д. Тарадина. М.: ГУ ВШЭ. – 2008. – С. 84.
13. Белоярский городской округ [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/beloyarka_go (дата обращения: 20.04.2023 г.).
14. Бисерть | Официальная группа [Электронный ресурс] – URL: https://vk.com/bisert (дата обращения: 20.04.2023 г.).
15. Богомолова Л. Л. Социальное предпринимательство: учебное пособие для магистров по экономике / Богомолова Л.Л. – Ханты-Мансийск: ООО "Печатный мир г. Ханты-Мансийск". – 2017. – С. 192.
16. Боголюбова Н. М., Николаева
Две трети респондентов либо состоят в браке (48%), либо имеют длительные неоформленные официально отношения (17%). Однако доля предпринимателей с детьми оказывается чуть выше – об их наличии заявили 74%.
Тип организации Коммерческие предприятия (ОАО, ЗАО, ООО) составляют 30%, некоммерческие организации (общественная организация, движение, фонд, некоммерческое партнерство, АНО и т.д.) составляют 31%, и как индивидуальный предприниматель (ИП) трудятся 26% респондентов.Коммерческие образования составили 30,5%. В то же время на НКО, так или иначе, опирается более трети (34%). Большинство респондентов (57%) предпочитают работать как индивидуальные предприниматели (ИП).
Мотивация «самореализация, личностный рост» (56%) и «реализация определенной идеи» (53%), «желание быть полезным обществу» (40%), «стремление изменить мир к лучшему» (35%), «удовлетворение потребностей общества через максимизацию собственной прибыли» (24%). «стремление решить ту или иную проблему, важную для семьи ил