Конкуренция коммерческих банков в рамках оказания клиентских услуг физическим лицам основные тенденции и перспективы
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире конкуренция рассматривается не как борьба ресурсов банков, а как борьба их стратегий, в связи с чем, организации первоочерёдно направляют свои средства на формирование ключевых компетенций и обеспечение своих динамических способностей. Организациям следует приумножать инновационный потенциал, регулярно разрабатывать и внедрять более эффективные стратегии развития, внося изменения в структуру деятельности и адаптируя управление под сложившиеся условия внешней среды. Разработка конкурентных преимуществ должна стать стратегическим направлением деятельности каждой организации, что будет способствовать повышению конкурентоспособности на банковском рынке и государства в целом.Обслуживание физических лиц в современных условиях финансово-экономического кризиса является одним из наиболее целесообразных направлений деятельности коммерческого банка.
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты исследования конкуренции коммерческих банков………………………………………………………………………… 6
1.1. Понятие и особенности банковской конкуренции ………………………………………………………………………………….. 6
1.2. Виды банковских продуктов и услуг для физических лиц в современной России ………………………………………………………….. 11
1.3. Зарубежный опыт конкуренции на рынке банковских услуг……… 16
2. Анализ конкуренции коммерческих банков в рамках оказания клиентских услуг физическим лицам (на примере ПАО «Сбербанк»)…. 23
2.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк»……………………………….. 23
2.2. Оценка конкурентоспособности ПАО «Сбербанк» в сфере клиентских услуг физическим лицам ………………………………….…. 28
2.3. Тенденции и перспективы развития конкуренции ПАО «Сбербанк» ……………………………………………………………………. 35
Заключение ……………………………………………………………………. 39
Список использованных источников………………………………………… 42
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 25.11.2022).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 01.04.2022) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 25.11.2022).
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.05.2022) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 22.11.2022).
Асеев О.В., Сергеева В.Ю. Оценка ресурсов коммерческого банка / О.В. Асеев, В.Ю. Сергеева // ЦИТИСЭ. - 2021. № 2 (28). С. 37-49.
Воропаев К.А. Особенности развития конкуренции на банковском рынке / К.А. Воропаев //В сборнике: Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях . Под ред. В.А. Ковалева и А.И. Ковалева. – Москва, 2018. -С. 340-343.
Воротынцева А.В. Банковские финансовые продукты, предоставляемые частным клиентам/ А.В. Воротынцева, Е.И. Воробьева // Экономика, бизнес, инновации. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции.- 2019. - С. 196-198.
Воротынцева А.В. Банковские финансовые продукты, предоставляемые корпоративным клиентам /А.В. Воротынцева, Е.И. Воробьева // НАУЧНЫЕ Исследования высшей школы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Гуляев Герман Юрьевич. - 2019. - С. 139-141.
Воротынцева, А.В. Виды банковских продуктов и услуг для физических лиц в современной России / А.В. Воротынцева, А.А. Горбунова, И.В. Воротынцев // Цифровая и отраслевая экономика. - 2021. - № 3 (24). - С. 147-152.
В современном мире конкуренция рас¬сматривается не как борьба ресурсов бан¬ков, а как борьба их стратегий, в связи с чем, организации первоочерёдно направ¬ляют свои средства на формирование клю¬чевых компетенций и обеспечение своих динамических способностей. Организаци-ям следует приумножать инновационный потенциал, регулярно разрабатывать и внедрять более эффективные стратегии развития, внося изменения в структуру деятельности и адаптируя управление под сложившиеся условия внешней среды.Проблема конкуренции в рыночной экономике рассматривалась различными авторами, в качестве одного из наиболее важных вопросов экономической теории. Так, А.Ю. Мартыненко, А.В. Осиповская полагают, что «конкуренция - это экономическое соревнование между сегментами хозяйственной деятельности за возможность получения максимальной прибыли и упрочения положений на рынке. Для современной России острейшая конкуренция в банковском бизнесе является уже объективной реальностью, которая с каждым годом по мере развития сети кредитных учреждений и других различных институтов постоянно увеличивается» .По словам К.А. Воропаева «банковская конкуренция - это динамичный процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества между кредитными организациями и другими участниками финансового рынка с целью предоставления лучших возможностей для продажи банковских продуктов и услуг, привлечения новых или удержания существующих клиентов и удовлетворения их потребностей в банковских продуктах и услугах и получения наибольшей прибыли» .