Основные направления совершенствования института производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних
Введение
В начале исследования необходимо обозначить тот факт, что преступность среди несовершеннолетних относиться к категории самой острой и нуждающейся в особом внимании проблеме жизни нашего общества, поскольку все процессы изменений, непрерывно происходящие в нем, такие, например, как неустойчивость экономической ситуации в последние несколько лет, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей и прочее, не могут не отразиться на молодом поколении с еще не устоявшимся мировоззрением и системой ценностей. О воздействии указанных факторов прямо свидетельствует увеличение количества подростков, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах, связанных с крайне низким уровнем жизни их семей, который возникает как следствие их правовой, моральной и экономической незащищенности. Большая часть конфликтов в семьях, как между супругами, так и между родителями и детьми приводят к росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института производства по делам в отношении несовершеннолетнего
1.1 Становление и развитие процессуальной формы уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних 6
1.2. Процессуальный статус участников уголовного процесса по делам о несовершеннолетних 16
Глава 2. Процессуальные особенности осуществления производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних
2.1. Особенности досудебного производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних 33
2.2. Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 45
Глава 3. Основные направления совершенствования института производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних 53
Заключение 0
Список используемой литературы и используемых источников 0
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.
2. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (Принята 29.11.1985 Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН) // Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН) // Доступ из Справ. правовой системы «Гарант».
6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (ред. от 21.07.2014 г. № 11–ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
7. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. 27.01.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2759. Российская газета. – 2019. – 26 июля.
8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. 26.07.2019) // Собрание Законодательства РФ. – 1999. - № 26. - ст. 3177. Российская газета.- 2019.- 26 июля.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 05.12.2022 г.) // Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
В первой главе выпускной квалификационной работы необходимо обозначить то, что в основе любого анализа стоит, прежде всего, определение закономерностей формирования и развития выбранного направления исследования. С этой целью мы обратимся к принципу историзма, который представляет собой рассмотрение проблемы в ее историческом развитии.Подтверждением необходимости использования указанного принципа является суждение академика Б.М. Кедрова, который в своих трудах указывал на то, что только с изучением прошлого можно понять настоящее и суметь предвидеть будущее. Судопроизводство в отношении несовершеннолетних, которое на сегодняшний день сложилось в нашем государстве уходит своими корнями в древнерусское право, хотя там и нет конкретных норм, определяющих возраст привлечения к уголовной ответственности, их принято считать основой рассматриваемого направления (Судебник 1550 г. (Ивана Грозного), Судебник царя Федора Иоановича1589 г. И пр.). Отметить нужно Соборное уложение 1649 года, где в первый раз за всю историю развития уголовного права в России, были выделены специальные меры уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних. Так, согласно, статьи 6 Уложения, «дети должны были полностью подчиняться родительской воли, а именно, родители имели право осуществлять наказание своих детей розгами, а ближе к концу 18 века они получили разрешение передавать своих непослушных детей в специальные смирительные дома, внаем на срок до 5 лет». Исходя из карательно-воспитательного характера указанных мер применяемых в рассматриваемом историческом периоде, можно сделать вывод, что они являются неким прообразом существующих на сегодняшний день принудительных мер воспитательного воздействия, закрепленных в части 2 статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «..передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа».