Формирование самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста через игровую деятельность
Введение
Актуальность исследования. Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста является одной из самых важных, так как самостоятельность является необходимым и существенным качеством, имеющим большую ценность в дальнейшей деятельности ребенка. Внимание специалистов в области педагогики и психологии определён тем, что для детей дошкольного возраста характерно желание и интерес к самостоятельности. Данное внутреннее стремление подрастающего человека необходимо не только сохранить, но и совершенствовать. Сформированная у ребенка самостоятельность улучшает коммуникативные навыки, познавательную деятельность ребенка и способствует положительной адаптации к школьному обучению. Следовательно, перед педагогами дошкольного образования ставится ответственная и серьезная задача - организовать самостоятельную деятельность детей дошкольного возраста. Исследовательские работы отечественных психологов А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьев.
Введение …........……………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты формирования самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста………………………………………
1.1. Анализ проблемы формирования самостоятельности у детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях……
1.2. Влияние игровой деятельности на формирование самостоятельности детей раннего дошкольного возраста…………
Выводы по I главе ………........…………………………………………….
Глава II. Экспериментальная работа направленная на формирование самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста ……………………………………………………………………..
2.1. Определение уровня самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста ……………………………………………….
2.2. Организация и реализация методического комплекса игровой деятельности, направленной на формирование самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста…………………………….
Выводы по II главе ………………………………………………...............
Заключение…………………………………………………………….........
Литература ……….......…………………………………………………......
Приложение
Список литературы
Акимова Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Г.Е. Акимова, Е.В. Федерова, В.Н. Яковлева. – Санкт-Петербург : 2012. – С 36-38.
Акулова Е.А. Формируем у детей самостоятельность и ответственность / Е.А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. –С. 52-58.
Арамовская-Дубовис, Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника / Д.М. Арамовская-Дубовис, Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С.18-23.
Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. – Москва : Изд-во Сфера, 2017. – 208 с.
Белкин А. С. Основы возрастной педагогики / А.С.Белкин. – Москва : 2020. – 192 с.
Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома // Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 148–158.
Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Академический Проект : Культура, 2015. – 240 с.
Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника / О.Ф. Борисова // Детский сад от А до Я. – 2014. – №1. – С. 24-32.
Бортникова Е. А. Самостоятельная деятельность детей в соответствии с ФГОС ВО // — Электронные текстовые данные — URL: ttps://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/samostoyatelnaya-deyatelnost-detej-v-sootvetstvii-s-fgos-do.html (дата обращения: 20.02.2019).
Проблема самостоятельности личности волновала человечества во все времена, начиная с трудов философов, педагогов и психологов. Философские трактаты поднимали вопрос самостоятельности в рамках изучения таких категорий как, свобода, ответственность, общество. Другими словами, с точки зрения философии, самостоятельность является реальностью жизнедеятельностью человека в обществе. Самостоятельность - это результат взаимоотношений между людьми, который сложился через длительный сложный исторический процесс.В ведущих и известных словарях русского языка не возможно встретить слово «самостоятельность», в них мы можем увидеть только трактование такого понятия как «самостоятельный», то есть данное понятие применительно непосредственно к личности. Определение рассматриваемого понятия, мы смогли встретить только в социологическом словаре, где «самостоятельность - англ. self-dependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость, склонная полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других».Следовательно «самостоятельность» является интегративным свойством личности, которая проявляется в комплексе с другими проявлениями личности, ее внутренней направленностью, наличием ресурсов и средств, которые способствуют осуществлению задуманных действий без помощи из вне.