Выявлении особенностей учений правоприменения и правопонимания в России во второй половине XIX – начале XX вв.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная юридическая наука призвана решить различные актуальные теоретические и практические проблемы, которые обусловлены социально-экономическими и политико-правовыми трансформациями. Эффективная реализация правовой реформы невозможна без учета научного наследия, т. е. российской юридической науки, в частности дооктябрьского периода, уровень развития которой вполне соответствовал мировым стандартам. Данная преемственность предопределяет внимание к истории отечественных учений о праве. Восстановление связи времен – совершенно необходимая предпосылка, на основе которой должна базироваться практическая работа по формированию институтов, составляющих структуру правовой системы России.
Включение в научный оборот учений дореволюционных правоведов уже стало позитивной тенденцией в современной юридической науке. В исследовании различных аспектов теоретико-правовой мысли России имеются достижения, о чем свидетельствуют диссертации, монографии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.......................................8
1.1 Политико-правовые предпосылки развития учений о применении права..............................................................................................................................8
1.2. Формальный метод анализа права..........................................................14
1.3. Правопонимание и правоприменение: методологические основы взаимосвязи................................................................................................................22
ГЛАВА 2. ПРАВОПОНИМАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ФИЛОСОФИИ ПРАВА .......................................................................................................................35
2.1. Правоприменение в учениях о формах и источниках права……........35
2.2. ?Справедливость? и ?законность? как цели применения права………………………………………………....................................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….............59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, учебники и учебные пособия
1. Аверин, А. В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей : проблемы теории и практики / А. В. Аверин. – Саратов : ГОУ ВПО СГАП, 2003. – 308 с.
2. Азаркин, Н. М. История юридической мысли России : курс лекций / Н. М. Азаркин. – Москва : Юрид. лит., 1999. – 528 с.
3. Акчурина, Н. В. Историческое правоведение: становление, развитие в России в 30-70-х годах XIX века / Н. В. Акчурина. – Саратов : СГАП, 2000. – 178 с.
4. Бадью, А. Этика : Очерк о сознании Зла / А. Бадью / Пер. с фр. В.Е. Лапицкого. – Санкт-Петербург : Machina, 2006. – 126 с.
5. Байтин, М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М. И. Байтин. – Саратов : СГАП, 2017. – 416 с.
6. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. – Москва, 2006. – 380 с.
7. Берман, Г. Западная традиция права : эпоха формирования / Г. Бергман / Пер. с анг. – 2-е изд. – Москва : Изд-во МГУ : ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 624 с.
8. Ватыль, В. Н. Государство как гарант человеческой свободы (интерпретация русской формы раннего политического либерализма) / В. Н. Гродно. – Гродно : ГрГУ, 2017. – 302 с.
9. Верещагин, А. Н. Судебное правотворчество в России / А. Н. Верещагин. – Москва : Международные отношения, 2004. – 344 с.
10. Гараева, Г. Ф. Нравственное оправдание права в истории философско-правовой мысли в России (на примере естественного правопонимания) / Г. Ф. Гараева. – Краснодар : Издательский Дом – Юг, 2016. – 214 с.
11. Деникин, А. В. Консерватизм и либерализм в социально- философской мысли России XIX века : становление методологии / А. В. Деникин. – Москва : Народный учитель, 2010. – 192 с.
12. Желдыбина, Т. А. Доктрина Г.Ф. Шершеневича о праве и государстве : Монография / Т. А. Желдыбина. – Москва : Юрлитинформ, 2011. – 224 с.
13. Зорькин, В. Д. Современный мир, право и Конституция / В. Д. Зорькин. – Москва : Норма, 2019. – 544 с.
14. Ивлев, Ю. В. Логика для юристов : учебник для вузов / Ю. В. Ивлев. – Москва : Дело, 2021. – 264 с.
15. Ковалевский, М. М. Социология. Теоретико-методологические и историко-социологические работы / М. М. Ковалевский / Отв. ред., предисл. и сост. А. О. Бороноев. – Санкт-Петербург : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2
Принцип законности в естественно-правовой школе, так же как в юридическом позитивизме, имел главенствующее значение в правовой теории и в правоприменении. Руководящим принципом отправления правосудия считается законность, с которой он связывал не только юридическое, но и нравственное значение. В соответствии с учением правоведа закон является выражением правды, а суд – высшим органом, который ее воплощает. В идеалистическом направлении принцип законности оправдан стремлением к созданию законодательства, основанного на естественном праве как разумном, едином, вечном и неизменном.
В этой концепции понимание справедливости не было связано с прагматическим подходом, который связан с именем Р. Иеринга. В своей известной работе он писал о том, что всякое право есть понятие силы и должно быть добыто борьбой, «поэтому справедливость изображают в одной руке с весами, которыми она весит право, а в другой с мечом, которым она его ограждает» .
Сторонники нравственного обоснования права утверждали идею справедливости на вере в ее объективность либо на метафизических предпосылках, поскольку ресурсы позитивистской методологии не в силах разрешать конкретные дела сообразно требованиям справедливости. Необходимо также подчеркнуть и особенность рассмотрения данной проблемы с точки зрения религиозных философов права. Так, Е.В. Спекторский отмечал, что право осталось без духа христианского идеализма и поэтому страдает глубоким внутренним пороком. Он называл настоящим новозаветным юристом апостола Павла, философия права которого «построена на признании необходимости преодолеть как иудейск