Нарушение правил международных полетов как состав преступления
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Прежде всего, безопасность и надлежащее функционирование международного транспорта имеют важное значение для бесперебойного осуществления глобальной торговли и путешествий. Международные правила полетов были установлены для обеспечения безопасности пассажиров, членов экипажа и груза во время авиаперевозок. Однако нарушения этих правил могут привести к серьезным последствиям, включая несчастные случаи, травмы и даже гибель людей.
Особое внимание должно уделяться также уголовно-правовым аспектам правил международных полетов, чтобы правильно определять виновных и наказывать их соответствующим образом. В настоящее время важными проблемами в авиации являются обеспечение безопасности полетов и эксплуатации самолетов, которые становятся все более сложными и используются в разных сферах, а также увеличение информационной нагрузки на летный экипаж, быстротечность процессов управления и взаимодействие между воздушными с
Содержание
Введение 4
1 Нарушение правил международных полетов как преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта 7
1.1 Понятие и история правового регулирования борьбы с нарушением правил международных полетов 7
1.2 Международно-правовая регламентация правил международных полетов 13
1.3 Ответственность за нарушение правил международных полетов по зарубежному законодательству 24
2 Уголовно-правовая характеристика нарушения правил международных полетов 35
2.1 Объективные признаки нарушения правил международных полетов 35
2.2 Субъективные признаки нарушения правил международных полетов 41
2.3 Проблемы квалификации нарушения правил международных полетов и отграничение от смежных составов преступления 48
Заключение 54
Список использованных источников 56
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023)
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
4. Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16.05.2006 №117-З
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 275-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.03.2023 г.)
6. Закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2023 г.)
7. Уголовный Кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.05.2023 г.)
8. Воздушный кодекс Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года № 863-XII (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.04.2021 г.)
9. Уголовный кодекс Республики Узбекистан (утвержден Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года № 2012-XII) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2023 г.)
10. Договор об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991)
11. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730–1.
12. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 02.12.2020). «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2021)
13. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000)
14. Приложение 2 к Конвенции о международной гражданской авиации. «Правила полетов»
15. Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации. «Эксплуатация воздушных судов»
16. Приложение 11 о международной гражданской авиации. «Обслуживание воздушного движения»
Учебная и специальная научная литература:
17. Бордунов В.Д. Глава IV. Правовой режим воздушного пространства. в кн.: Международное воздушное право. Книга 1. М., изд. «Наука», 1980. С.101-127.
18. Волков М.М. Воздушное право. Учебное пособие. Выпуск 1.- Л. 1975. 35с.;
19. Горбунова Л.В. Научная
Чтобы предоставить конкретные данные и избежать недостатка обоснования в высказываниях, стоит уделить внимание анализу законодательства об авиации нескольких стран. Можно отметить то, что довольно часто в двухсторонних соглашениях, которые касаются международных полетов, отсутствует данное понятие, что иногда порождает сложные проблемы толкования ввиду разных определений этого понятия в национальном законодательстве сторон. Рассмотрев Воздушные законодательства государств, таких как Республика Беларусь, Республика Узбекистан, Республика Казахстан и Российская Федерация, следует отметить то, что каждое государство также имеет свою национальную политику в отношении борьбы с нарушениями правил международных полетов. В зависимости от страны, данная политика может быть закреплена в различных нормативных актах.
В законодательстве Республики Узбекистан понятие «международного полета» подразумевает сходство в толковании, важность заключается в понимании пересечения воздушным судном границу иностранного государства. Напротив же, обращаясь к понятию «международный полет» в законодательстве Российской Федерации, стоит отметить существенное отличие. Можно убедиться, обратившись к п. 1 ст. 79 ВК РФ [2], где подразумевается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Однако, несмотря на отсутствие общепринятого определения этого понятия в международном воздушном праве, существуют некоторые общепринятые принципы, которые регулируют осуществление международных авиационных перевозок. К ним относятся, например, принцип свободы воздуха, который предусматривает, что каждое государство имеет право на использование воздушного пространства над своей территорией, но не имеет права препятствовать прохождению через это пространство воздушных судов других государств. Также существует принцип национальной