Роль волонтерской деятельности в личностном развитии студентов
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день привлечение молодого поколения к волонтерской деятельности является крайне актуальным вопросом молодежной политики. В период пандемии Covid-19 молодежи как наиболее активной социальной группе была отведена особая роль, поскольку многим уязвимым группам населения требовалась помощь, которую не могли обеспечить официальные институты. В конце 2020 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса среди населения России, из которого следует, что почти половина россиян (42%) в период пандемии сделала что-либо полезное для других людей. Данный показатель среди студенческой молодежи оказался еще выше и составлял 49%. Таким образом, определенная часть студентов активно включалась в добровольческое движение по всей России в условиях пандемии.
Участие студентов в волонтерской деятельности помогает решать не только актуальные социальные проблемы, но и важные задачи, связанные с самореализацией молодых людей и повышением их
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения волонтерской деятельности студентов 7
1.1. Понятие и сущность волонтерской деятельности 7
1.2. Особенности волонтерской деятельности студентов 16
1.3. Характеристики личностного развития студентов 22
Глава 2. Значение волонтерской деятельности в развитии личности студентов 32
2.1. Потенциал волонтерской деятельности в личностном развитии студентов 32
2.2. Влияние волонтерской деятельности на развитие личностного потенциала студентов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 26.01.2023).
2. Постановление Правительства РФ от 27 окт. 2016 г. № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206497/a1a101b843831ec84e0e61ab1fa53be9f918bf5e/#dst100011 (Дата обращения: 25.01.2023).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/ (дата обращения: 27.02.2023).
4. План мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации, утвержденный Правительством РФ от 5 июля 2017 г. № 4723п-П44. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277497/ (дата обращения: 25.02.2023).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 дек. 2018 г. № 2950-р «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/ (дата обращения: 27.02.2023).
6. Приказ федерального государственного бюджетного учреждения «Роспатриотцентр» от 30 апр. 2020 г. №45 «Методические рекомендации по обеспечению организации деятельности центров поддержки добровольчества на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений» [Электронный ресурс]. // Роспатриот. – Режим доступа: https://depos.admhmao.ru/upload/iblock/e4e/Resursnyy-tsentr-na-baze-NKO.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
7. Акутина С. П. Волонтерство как ценностно-смысловая ориентация студентов в будущей профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / С. П. Акутина // Гуманизация образования. – 2019 г. № 1. С. 10-18. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37576493 (дата обращения: 29.03.2023).
8. Алимов А. А. Организация волонтерской деятельности учащейся молодежи в контексте регионального образования [Электронный ресурс] / А. А. Алимов, П. В. Андреев // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2019 г. – № 2. – С. 450-454. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42432968 (дата обращения: 22.03.2023).
9. Артюхова Т. Ю. Личностный потенциал: понятие, возможности изучения и развития [Электронный ресурс] / Т. Ю. Артюхова. 2021 г. № 2 С. 3-27. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46174334 (дата обращения: 04.03.2023).
10. Боброва А. А. Волонтерство как средство формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов [Электронный ресурс] / А. А. Боброва, Ю. М. Гибадуллина, А. А. Ниязова // Концепт. 2021. №2. С. 53-64. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsiokulturnyh-tsennostey-u-buduschih-pedagogov (дата обращения: 09.05.2023).
11. Бокова О. А. Определение содержания конструкта «волонтерская деятельность» в образовательно-воспитательной практике: опыт теоретического осмысления
В последнее время появляются новые направления. Одним из таких является профессиональное волонтерство. По мнению Н. А. Агеевой: «под профессиональным волонтерством понимается деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности» . В настоящее время практика профессионального волонтерства находится в процессе институционализации, что отражается в различных трактовках термина.
М. В. Певная дополнила терминологический аппарат классификации добровольческого движения, представив собственные научные разработки по «полуволонтерству» и «квазиволонтерству». Эти феномены отражают современные процессы трансформации волонтерской деятельности и указывают на противоречия в развитии института волонтерства. «Полуволонтерство – это добровольческие практики, в процессе реализации которых у субъектов волонтерского движения могут наблюдаться сложности в самоидентификационных процессах как волонтеров, возникать трудности в восприятия других волонтеров как единомышленников, не всегда присутствует чувство удовлетворенности от выполняемых видов добровольческого труда. Квазиволонтерство – это имитация добровольческой деятельности, характеризующаяся отсутствуем реального трудового вклад волонтеров в процесс проявления целенаправленного внимания и оказания безвозмездной помощи нуждающимся в ней людям» .
Сведения, необходимые для организации волонтерской деятельности, провозглашаются в Ко