Этические убеждения сотрудников ОВД в ситуациях принятия решений
ВВЕДЕНИЕ
Исследование этических убеждений сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) в ситуациях принятия решений является важной практической задачей по нескольким позициям. С одной стороны, сотрудник ОВД имеет определенный уровень профессиональной подготовки, развития личностной и профессиональной культуры как обязательной и необходимой составляющей профессионально важных качеств, предъявляемых к сотрудникам ОВД. Задача эта решается профессиональным отбором кандидатов на службу и спецификой учебных заведений, осуществляющих подготовку сотрудников ОВД. Это обстоятельство ориентирует на то, что каждый сотрудник знает алгоритмы, способы деятельности и имеет поведенческие шаблоны при осуществлении своей профессиональной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ СОТРУДНИКАМИ ОВД В СИТУАЦИЯХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Этические убеждения личности как социально-психологическая установка личности............................................................................8
Принятие решений как стратегия выбора действия в профессиональной деятельности………………………………………………………...15
Роль и значение этических убеждений сотрудников ОВД в ситуациях принятия решений…………………………………………………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ УБЕЖДЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД В СИТУАЦИЯХ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1. Организация проведения эмпирического исследования……………39
2.2. Сравнительный анализ ключевых составляющих этических убеждений и стратегий принятия решений сотрудников ОВД…………………………47
2.3. Корреляционный анализ исследуемых характеристик у сотрудников ОВД, работающих в штатном режиме и имеющих опыт экстремальной деятельности………………………………………………………………
2.4. Разработка рекомендаций по основным выводам эмпирического исследования…………………………………………………………….86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения в 4 томах. / Аристотель – Москва: Азбука, 2022. – 448с.
2. Аристотель. Этика. Мудрость-самая точная из наук. / Аристотель – Москва: Эксмо, 2018. – 205с.
3. Аристотель. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание / Гл. ред. А.М. Прохоров. /Аристотель – Москва, 1970. 592с.
4. Андрюшенко, О.В. Евсеева О.А. Имидж персонала правоохранительных органов в интернет-пространстве /О.В. Андрюшенко // Парадигма. 2019. №3.
5. Бордачев, А.Ю. Формирование базово-мотивационных установок у сотрудников полиции/ А.Ю. Бордачев // E-Scio №9 (60). 2021.
6. Бражникова, А.Н. Модель исследования нравственности как системы нравственно-психологических отношений личности/ А.Н. Бражникова – Москва. Вестник Университета Российской академии образования, 2018. – № 1. С. 8-13.
7. Бражникова, А. Н. Нравственность как психологический феномен/ А.Н. Бражникова – Москва: Вестник УРАО, 2018. №2.
8. Высоков, И.Е. Математические методы в психологии. / И.Е. Высоков – Москва: Юрайт, 2018. 431с.
9. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения Т.7./ Г.В.Ф. Гегель – Москва: Медиа,2012. – 396с.
10. Глотова, М.Ю., Самохвалова Е.А. Математическая обработка информации учеб. и практикум для СПО. /М.Ю. Глотова – Москва: Юрайт.2019. 301с. ISBN: 978-5-534-13854-2. Текст: непосредственный.
11. Горбунова М. Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова - Москва: Владос-Пресс, 2018. – 223с. ISBN:5-305-00183-4. Текст: непосредственный.
12. Гридасов А.П., Захарова Т.И., Ляндау Ю.В., Садыкова К.В., Стюрина Д.Е. Убеждения и их влияние на поведение людей – М.: Инновации и инвестиции. 2020. №3.
13. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений/ Ю. Козлецкий – Москва: Книга по Требованию, 2013. - 502с.
14. Корнилова, Т.В. Психологическая регуляция принятия интеллектуальных решений: диссертация докт. псих. наук./ Т.В. Корнилова.- Москва. 1999. - 428 с.
Каждый человек сталкивался с ситуациями, связанными с принятием решений и моральным выбором между «добром» и «злом», «нравственностью» и «безнравственностью». При выборе решения мы ориентируемся на внутренние этические и морально-нравственные убеждения. Для того, чтобы рассмотреть этические убеждения с точки зрения психологической теории и практики, необходимо разобраться в их основе, происхождении, изменении и их влиянии на жизнедеятельность человека.В основе понятия «этические убеждения» лежат два аспекта: этика и убеждения. Говоря об этике, семантическое значение которого происходит от древнегреческого слова ethos («этос»), означающее привычное совместное место проживания, а также нормы сплочения общины, можно дать такое определение: этика – это отрасль философии, объектом изучения которой является мораль и нравственность. Термин «этика» ввел Аристотель для обозначения философской области исследований в трудах Сократа и Платона, суть которого заключалась в рациональном обосновании того, как и каким образом лучше всего жить людям . По мнению Аристотеля, этика – это наука о правильном поведении человека, а также наука о взаимосвязи этики и политики, в которой реализуется справедливость и общественное благо. Этика изучает и описывает критерии оценки человеческого поведения и его влияния на социально-психологическую сторону жизнедеятельности, в связи с этим, она стала одной из ключевых тем в западной философии. Ключевым аспектом дискуссий стали социальные и индивидуальные ценности, нормы и их взаимосвязь . С течением времени, начинает преобладать иной смысл понятия «этика» и несёт в себе следующие значения «обычай», «нрав» и «характер», также появляются новые этические концепции, новые научные области, которые базировались на этике как науке. Предметом этики как науки стали мораль и нравственность, то есть разграничение «добра» и «зла», «справедливость» и «безнравственность» и т.д. Мораль – это совокупность норм и ценностей, которые формируются под воздействием исторических и культурных особенностей развития общества, реализующихся в конкретном поведении человека в той или иной ситуации, а также действиях и поступках. Мораль является одним из способов регулирования поведения человека посредством применения общепринятых норм.