Ролевая структура подросткового буллинга и психологический климат классного коллектива

Скачать дипломную работу на тему: Ролевая структура подросткового буллинга и психологический климат классного коллектива. В которой определен буллинг как деструктивный вид социального взаимодействия: основные признаки и научные подходы. Изучены психологические последствия буллинга для жертв, обидчиков, обидчиков-жертв, и свидетелей буллинга.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
27.04.2025
Объем файла
201 Кб
Количество страниц
56
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования состоит в том, что буллинг является распространённым явлением в подростковом возрасте. Почти в каждом школьном классе дети сталкиваются с издевательствами от других учеников, кто-то просто наблюдает за тем, что происходит. Буллингу чаще всего подвержены дети, которые отличаются от большинства учащихся.Буллинг содержит в себя ряд понятий таких как издевательство, травля, унижение, запугивание.Многие люди считают, что буллингу подвергаются в основном дети из бедных и неблагополучных семей, но как показывает практика и наблюдение, то это не всегда бывает только в этой категории. Издевательство и запугивание происходит с детьми из благополучных семей. Буллингу подвержены учащиеся, которые имеют слабый тип нервной деятельности, мягкие, робкие, дети, которые не могут за себя постоять и тд.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПОДРОТКОВОГО БУЛЛИНГА………………………………………………….9
Буллинг как деструктивный вид социального взаимодействия: основные признаки и научные подходы……………………………….………………..9
Ролевые позиции подростков в буллинге………………………………….14
Психологические причины (жизненный опыт и мотивы) ролевой стратификации подростков в буллинге…………………………………….16
Психологические последствия буллинга для жертв, обидчиков, обидчиков-жертв, и свидетелей буллинга……………………………………………….21
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПОДРОСТКОВОГО КЛАССА……………………………..………..24
2.1. Подростковый класс как социальная группа………………………………24
2.2. Психологический климат школьного класса как характеристика взаимодействия в подростковой группе…………………………………………..25
2.3. Влияние психологического климата школьного класса на ролевую структуру подросткового буллинга……………………………………………32
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПОДРОТСТКОВОГО БУЛЛИНГА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА…………………………………………………….35
3.1. Цель, задачи и гипотеза исследования……………………………………….35
3.2. Описание выборки и методов исследования…………………………….…..36
3.3. Анализ полученных результатов исследования……………………………..39
3.4. Рекомендации по организации профилактической работы в классе по оптимизации психологического климата и ролевой структуры подросткового класса………………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….57
ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулова Т.П. Агрессивный подросток / Т.П. Абдулова. – М.: Академия, 2008. – 128 с.
2. Адамович Т.В., Егорова М.С., Бобряшова И.А. Развитие темной триады у подростков и ее связь с порядком рождения // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в двух томах. Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. Издательство: ООО «Издательство ВВМ» (Санкт-Петербург). – 2018. – С.11-18.
3. Андронникова, О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению. / О.О. Андронникова // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: материалы 3-й Межрегиональной научн.- практич. Конф., Новосибирск, 17-18 дек. 2003г. – Новосибирск: НГПУ. – 2004. – С. 5-16.
4. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков / О.О. Андроникова. – Новосибирск: Новосиб. гос. экон. ун-т., 2005. – 213 с.
5. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды / И. А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова. – М.: Экон-Информ, 2009. – 247 с.
6. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Просвещение, 2008. – 202 с.
7. Бочавер А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К.Д, Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 177–191.
8. Бутенко В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В.Н. Бутенко, О.А. Сидоренко // Вестник Краснояркого государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – №3. – С.138 - 143.
9.Волкова И.В. Характеристика подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова // Вестник Мининского университета. –2016. –№2. –С.26-33.
10. Волкова Т.Г. Особенности образа - Я личности, считающей себя испытавшей насилие / Т.Г. Волкова.

Статистика распространения буллинга в современном мире свидетельствует о том, что каждый десятый школьник подвергается насилию в образовательной среде, и эти показатели только растут в последние десятилетия.Возможно, это связано и с тем, что во всех странах стали внимательней относится к этому явлению и чаще изучать. Статистика буллинга в школе отличается в разных странах. В 2018-2019 гг. было проведено кросс-культурное исследование буллинга, в котором приняло участие 27 стран. Самый большой процент встречаемости этого явления был отмечен в Австрии – 22% подростков 11-15 лет были жертвами буллинга в школах в этой стране. Меньше всего эта проблема была характерна, по данному исследованию, для Швеции (всего 4% детей имели такой опыт). В этом исследовании принимала участия и Российская Федерация. Так, 18% школьников отметили, что в отношении их хоть раз осуществлялся буллинг.Что касается статистики распространенности буллинга на территории постсоветского пространства (страны СНГ), то она тоже различается в разных государствах. Так, например, в Республике Казахстан хотя бы раз с этим явлением в школе столкнулось 66% (!) детей, в Армении – 19,7% учащихся, в Кыргызстане – около 30%, в Республике Беларусь – 2,4%. Такая разница в цифрах может быть объяснена используемой разными странами различной методологией проведения исследования, а также путаницей в разделении понятий «буллинг» и «единичная конфликтная ситуация («стычка»)» в школе между сверстниками.