Оптимизация расхода топливно-энергетических ресурсов при прогреве тепловозов в депо ст. ТЫНДА
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей прогрева тепловозов в осенне-зимний период является предотвращение перемерзания системы охлаждения и смазки дизель-генераторной установки. Для этой цели тепловозы в отстое оставляют работать на холостом ходу. Не секрет, что работа тепловоза на холостом ходу в минусовые температуры предусматривает значительный расход топлива, что в свою очередь влечет огромные затраты денежных средств. На основании этого является целесообразным провести анализ систем прогрева тепловозов, которые позволят экономить топливные ресурсы депо, а также уменьшить износ дизель-генераторной установки за счет сокращения времени работы на холостом ходу.
Целью данного дипломного проекта является снижение расхода дизельного топлива на прогрев тепловозов в ст. Тында.
В работе рассмотрены следующие задачи:
анализ депо ст. Тында;
обзор систем прогрева тепловозов;
модернизация сущес
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 8
1 СИСТЕМА ПРОГРЕВА ТЕПЛОВОЗОВ В ДЕПО СТ. ТЫНДА 9
1.1 Анализ эксплуатационных условий депо ст.Тында 12
1.2 Выявление недостатков существующей системы прогрева 19
2 ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ ТИПОВ ПРОГРЕВА ТЕПЛОВОЗА 22
2.1 Анализ систем прогрева, применяемых на отечественной железной дороге 23
2.2 Системы прогревов тепловозов, применяемых за рубежом 31
2.3 Системы прогрева, применяемые в различных отраслях 33
2.4 Сравнение автономных и стационарных систем прогрева 36
3 ПРЕДЛАГАЕМАЯ СИСТЕМА ПРОГРЕВА 39
3.1 Анализ факторов, влияющих на скорость остывания дизеля тепловоза 39
3.2 Подготовка к эксплуатации тепловозов в зимний период 41
3.3 Применение вспомогательной системы прогрева 46
3.4 Предлагаемая система прогрева тепловозов 48
3.5 Организация производственного процесса по прогреву тепловозов 52
4 Технико-экономическое Обоснование эффективности от прогрева дизелей тепловозов 56
4.1 Расчет затрат на проектирование и установку системы 57
4.2 Экономия от внедрения стационарной системы прогрева 58
4.3 Построение графика окупаемости внедряемой системы прогрева 62
5 Требования охраны труда при прогреве тепловоза 64
5.1 Общие требования охраны труда при прогреве тепловоза 64
5.2 Требования охраны труда при прогреве тепловоза 65
5.3 Действия прогревальщиков при пожаре 66
5.4 Действия по оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим 69
5.5 Расчет защитного заземления для системы стационарного прогрева тепловозов 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Доронина, И.И. Теория электрической тяги [Текст] : учебное пособие / И.И. Доронина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. – 104 с.
2. Кузьмич, В.Д. Теория локомотивной тяги [Текст] : учеб. для вузов ж.-д. транспорта / В.Д. Кузьмич, В.С. Руднев, С.Я. Френкель : под ред. В.Д. Кузьми-ча. – М.: Изд-во «Маршрут», 2005. – 448 с.
3. Осипов, С.И. Теория электрической тяги [Текст] : учеб. для вузов ж.-д. транспорта / С.И. Осипов, С.С. Осипов. – М. : Изд-во «Маршрут», 2006. – 434 с.
4. Осипов, С.И. Рациональные режимы вождения поездов и испытания локомотивов [Текст] / под ред. С.И. Осипова. – М. Транспорт, 1984. – 280 с.
5. Правила тяговых расчетов для поездной работы электровозов, тяговых агрегатов и локомотивов на промышленном транспорте [Электронный ресурс]. - https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293748/4293748210.pdf
6. Электровоз магистральный 4ЭС5К [Текст] : Руководство по эксплуата-ции. – 2016. – 256 с.
7. Лазарева, О.Б. Экономика транспорта: экономическая эффективность внедрения новых режимов вождения поезда [Текст] : методическое пособие / О.Б Лазарева. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013 – 22 с.
8. Инструкция по охране труда для машиниста электровоза и помощника машиниста электровоза [Текст] : ИОТ-ТЧЭ-11-010-2023, ИОТ-ТЧЭ-11-008-2023 утв. начальником эксплуатационного локомотивного депо Тында от 11.03.2013.
Система оповещения и связи производит оповещение персонала звуковыми сигналами и светоиндикацией о включении и выключении АВТ, а также возникновении аварийных режимов работы. Одновременно через систему GPS дублируются параметры работы на пульт диспетчера депо [6].
Характер применения системы автономного прогрева имеет достаточно широкий диапазон в области энергосберегающих технологий на железнодорожном транспорте и, в частности, система может быть использована в локомотивных депо при прогреве дизелей. Основной статьей затрат при эксплуатации тепловозов, является дизельное топливо, расход которого достигает от 30 % до 80 % при работе тепловозов на холостом ходу (особенно зимний прогрев). Применение в существующих дизельных двигателях воды в качестве охлаждающей жидкости и высокая вязкость дизельного масла при низких температурах, не позволяют находиться дизелю в заглушенном состоянии. На данный момент разработано несколько проектов модернизации тепловозов по снижению