Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств в сфере социальной защиты населения
ВВЕДЕНИЕ
Нецелевое расходование бюджетных средств наносит непоправимый ущерб устойчивому государственному развитию и общественному правопорядку, подрывает государственное финансирование целевых программ и нормальное функционирование экономики, становясь реальной угрозой не только финансовой, но и национальной безопасности страны.
Кроме того, уголовная ответственность за совершение деяний, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, обусловливается их объективной способностью нарушения упорядоченности системы общественных отношений в бюджетно-финансовой сфере, деформировать и дезорганизовывать устоявшийся порядок бюджетно-финансовых отношений.
Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, в настоящее время являются серьезной проблемой для нашей страны. Несмотря на прилагаемые правоохранительными и контрольно-счетными органами усилия по борьбе с такими явлениями, динамика совершения подобных преступлений остается стабильно высокой, а ущерб,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Развитие норм отечественного и зарубежного уголовного за-конодательства об ответственности за нецелевое использование бюджет¬ных средств в сфере социальной защиты населения 4
1.1 Социальная обусловленность возникновения уголовно-правового за¬прета за нецелевое использование бюджетных средств в сфере социальной защиты населения 15
1.2 Развитие норм отечественного уголовного законодательства об от¬ветственности за нецелевое использование бюджетных средств в сфере социальной защиты населения 29
2 Юридический анализ нецелевого использования бюджет¬ных средств в сфере социальной защиты населения 30
2.1 Объективные признаки нецелевого использования бюджетных средств в сфере социальной защиты населения 53
2.2. Субъективные признаки нецелевого использования бюджетных средств в сфере социальной защиты населения 65
Заключение 69
Список использованных источников 75
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок] // СЗ РФ. 2021. № 31. Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями, ред. от 14.04.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. − 2017. − № 14. − Ст. 2007.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства Рос. Федерации. − 1994. − № 32. − Ст. 330.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // СПС Консультант Плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства Рос. Федерации. − 2001. − № 52 (часть I). − Ст. 4921.
6. О противодействии коррупции: федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства Рос. Федерации. − 2008. − № 52 (часть I). − Ст. 6228.
7. Федеральный закон от 3 апреля 2023 г. N 98-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собр. законодательства Рос. Федерации. − 2022. − № 14. − Ст. 2022.
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. (ред. от 03.04.2023) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СПС Консультант Плюс.
9. Федеральный закон «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» от 14.07.2022 № 236-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс.
10. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 21.06.2022) "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" // СПС Консультант Плюс.
11. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 30 ноября 2022 г. № Ф02-5835/22.
12. Постановление Седьмого ААС от 15 сентября 2022 г. № 07АП-6966/22 по делу № А03-8302/202.
13. Постановление № 1-19/2019 1-537/2018 от 20 февраля 2019 г. по делу № 1-19/2019 [Электронный ресурс] Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты Российской Федерации» (СудАкт.Ру) URL: https://sudact.ru/ (дата обращения 10.04.2023).
14. Приговор Вознесенского районного суда Нижегородской области от 8 июня 2016 г. по делу № 1-16/2016 // Вознесенский районный суд Нижегородской области. - URL: https :// voznesensky— nnov (дата обращения: 10.04.2023).
Согласно материалам дела организованная преступная группа, состоя-щая из чиновников возглавлявших к тому времени Исполнительную дирекцию ЕРЦТК Крыма неоднократно заключала договоры на приобретение партии компьютеров и другой офисной техники с иностранными фирмами, ко¬торые принадлежали их родственникам либо с ненадежными фирмами- однодневками, реализующими подобные товары. В итоге офисная техника поступала по завышенным ценам, частично, либо вообще не поставлялась.
В результате Исполнительной дирекцией ЕРЦТК было перечислено иностранной стороне по актам выполненных работ более 600 тыс. долларов США. Общая сумма ущерба от выявленного контролирующими органами нецелевого использования средств бюджета и внебюджетных фондов составила свыше 500 тыс. долларов США. Кроме того, от Интерпола были полу¬чены данные о том, что часть перечисленных за границу валютных средств (500 тыс. долларов США) в последующем была переведена в швейцарские банки на личные счета руководящего состава Исполнительной дирекции ЕРЦТК.
Огромный объем нецелевым образом использованных бюджетных средств, которые пропадают в регионах вооруженного конфликта (Чеченская республика, Ингушетия и т.п.), есть так же не что иное, как деятельность ор¬ганизованных преступных групп по их расхищению.
Исходя из анализа статистических показателей рассматриваемых преступлений, можно выделить, в частности, следующие тенденции развития деяний, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: а) дальнейшее увеличение количества преступных деяний, совершаемых в бюджетной сфере; б) увеличение объема вреда, причиняемого преступлениями, предусмотренными ст. 285 и 285 УК РФ; в) повышение характера и степени общественной опасности преступности