Международный терроризм на воздушном транспорте
Введение
В современном мире проблема международного терроризма в воздушном транспорте остается одной из самых актуальных. Террористические акты в авиации являются одними из наиболее серьезных и опасных видов террористических деяний. Это обусловлено не только большим количеством пассажиров, находящихся в одном месте, но и тем, что самолеты могут быть использованы в качестве оружия массового поражения.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что каждый человек может оказаться жертвой террористического акта. Теракты на транспорте, как правило, сопровождаются большими жертвами, зачастую парализуют деятельность важнейших сфер экономики, вызывают огромный общественный резонанс, вызываемый информацией о захвате воздушного судна и других объектов гражданской авиации, а также дестабилизируют положение в обществе. Современный терроризм стал угрозой не только для отдельных политических или общественных деятелей, организаций или государств, но и всего мирового сообщества в целом. Он влечет за собой деградацию духовной жизни, разрушение исторических, культурных, нравственных традиций и гуманистических ценностей.
Оглавление
Глава 1. Уголовно- правовая характеристика международного терроризма на воздушном транспорте………………………………………………………….
1.1 История терроризма и заключение международных конвенций о преступлениях на воздушном транспорте………………………………….
1.2 Объективные признаки международного терроризма на воздушном транспорте………………………………………………………………………..
1.3 Субъективные признаки международного терроризма на воздушном транспорте…………………………………………………………………………
Глава 2. Криминологическая характеристика международного терроризма на воздушном транспорте………………………………………………………….
2.1 Масштабы международного терроризма на воздушном транспорте……
2.2. Детерминанты международного терроризма на воздушном транспорте…………………………………………………………………………
2.3 Характеристика личности террориста на воздушном транспорте…………..
Глава 3. О совершенствовании правовых и организационных мер предупреждения и противодействия терроризма на воздушном транспорте….
3.1 Международно-правовые и организационные меры борьбы с терроризмом на воздушном транспорте ………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….
Список используемых источников
Нормативные правовые акты и международные договоры
(нормативные правовые акты федерального уровня)
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
2. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.05.2023)
3.Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму»// Российская газета 10 марта 2006.
4. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 05.05.2014 N 130-ФЗ (последняя редакция)
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 (ред. от 03.11.2016) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности"
6.Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности: постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172. http://www.consultant.ru/.
Международные договоры, соглашения
7.Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 16
декабря 1997 г. // СЗ РФ. 2001. № 35. Ст. 3513
8.Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые
актами терроризма: Резолюция Совета Безопасности ООН S/RES/1368 от 12
сентября 2001 г. // Моск. журнал междунар. права. 2002. №1. – С.240.
9.Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Заключена в г. Монреале 23.09.1971) (с изм. от 24.02.1988) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М, 1975. С. 90-95.
10.Международная конвенция о борьбе с финансированием
терроризма от 9 декабря 2020 г. // Информационная база системы
КонсультантПлюс: Международное право
Стоит отметить, что достаточно сильный рост воздушных правонарушений потребовал проработки старых, а также создание новых правовых норм по обеспечению безопасности авиаперевозок. Таким образом был создан ряд международных правовых документов, способствующих борьбе с подобными явлениями. Примерами таких документов являются: Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970, Гаага); Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963, Токио); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971, Монреаль). Представленные примеры международных документов действуют и сегодня. Подводя итог, можно сказать, что роль ИКАО как международной организации по регулированию деятельности гражданской авиации, а также правового обеспечения безопасности авиаперевозок является сегодня одним из важнейших путем направления развития организации, а также направление на создание единой политики, общих подходов и международных правовых актов для решения проблемы связанной с авиационной безопасностью.
Проблема терроризма давно перестала носить национальный характер. Этот вопрос не оставляет равнодушным всё мировое сообщество, никто не застрахован от совершения террористического акта на территории своей страны. Последствия от данного явления устрашающие, гибнут люди, подрывается безопасность государства, наносится ущерб политическим, экономическим, социальным отношениям. Для того, чтобы уменьшить количество совершения террористических актов, должна быть детально разработана система нормативных актов, посвящённых этому вопросу, а также должна быть создана эффективная структура для их дальнейшего применения. Правовая база по вопросам терроризма создаётся в рамках каждого государства, но так как терроризм является глобальной проблемой современности, на международном уровне также проводится работа по созданию правовых актов в данной сфере [33, С. 294-296].