Формирование действия самоконтроля у младших школьников

Скачать дипломную работу на тему: Формирование действия самоконтроля у младших школьников. В которой определены условия формирования умения самоконтроля у младших школьников на уроке. Изучены особенности саморегуляции учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.04.2025
Объем файла
393 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы:
Происходящие перемены и преобразования в системе начального образования обусловлены переменами в российском обществе, которому необходимы активные, инициативные, всесторонне развитые, самостоятельные люди, способные к самосовершенствованию, к самообразованию, к саморазвитию. Новый человек нового времени становиться субъектом культуры исторического развития, человеком творчества, инициатив, творцом своей жизни, такой человек формирует и развивает свой умственный и творческий потенциал с детства.В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливается социальный заказ к школе, который корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования.Еще не так давно, главной целью обучения в начальной школе, являлось формирование всесторонней и гармоничной личности, сегодня же акцент направлен на достижение комплекса результатов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ САМОКОНТРОЛЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………...………7
1.1.Сущность действия самоконтроля младших школьников……….…………...7
1.2.Особенности учебной саморегуляции в младшем школьном возрасте….…10
1.3.Анализ условий формирования умений самоконтроля в учебном процессе начальной школы……………………………………………………….…………..15
Выводы по первой главе…………………………………………………………...25
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОКОНТРОЛЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………...27
2.1.Диагностика сформированности умений контроля у учащихся 2 класса…..27
2.2.Описание опытно-экспериментальной работы…………………….…………34
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………….……………….…44
Выводы по второй главе…………………………………………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..53
ПРИЛОЖЕНИЯ С 1-8………………………………………………………...……57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьева А.Э. Формирование навыков контроля и самоконтроля на уроках у младших школьников. Электронный ресурс: https://infourok.ru/formirovanie-navikov-kontrolya-i-samokontrolya-na-urokah-u-mladshih-shkolnikov-3304722.html..
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. -208 сБахарева О.А. «Учитель - ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности» 1-4 классы. Электронный ресурс: https://intolimp.org/publication/uchitiel-uchienik-samokontrol-i-samootsienka-svoiei-dieiatiel-nosti.html.
Биба, А.Г. Формирование рефлексии в процессе обучения русскому языку А.Г. Биба//Начальная школа до и после.- 2005. - №4.- С.15-18.
Биба, А.Г. Формирование рефлексии в процессе обучения русскому языку А.Г. Биба//Начальная школа до и после.- 2005. - №4.- С.15-18.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. - Москва: Питер, 2008. - 398 с.
Бормотова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики / М.М. Бормотова // Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.34-35.
Варова Т. В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11
Васильева Т.Ю., Заровская В.А. Самоконтроль и взаимоконтроль в начальных классах // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 955–957.
Васильева, Т. Ю. Приемы рефлексивной технологии с целью формирования самооценки и самоконтроля на уроках в начальной школе / Т. Ю. Васильева // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2015. — Вып.8. — С.42–45.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004. - 349с.
Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.
Выготский Л.С. Мышление и речь/Л.С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 2012. - 350 с.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова дается определение рефлексии как размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Т.Ю. Васильева считает, что рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, развивает у учащихся критическое размышление, осознанное отношение к своей деятельности.Автор обращает внимание на то, что рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. При этом рефлексия деятельности способствует оптимизации учебного процесса. Ученики с ее помощи осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приемы, упражнения), тем самым способствуют эффективности учебного процесса [10, с. 42].Что касается современных подходов к понятию «самоконтроль», то ученые, Т.Ю. Васильева, В.А. Заровская [9], Л.А.Запорожец, имели практически одно мнение, которое заключалось в трудовом воспитании учащихся.Например, В.А. Якунин и Ф.И. Иванов считали, что понятие «самоконтроль», имеет прямое отношение к ответственности, проявляется в поступках, в поведении, в образе жизни, относится к учебному процессу и состоянию всей педагогической системы[18].